Сказанное требует разъяснения, так как непонятно каким образом
получение методики Каббалы освобождает человека от смерти? И, кроме
того, как случилось, что после того, как мы, получив эту методику,
удостоились вечного тела, над которым не властвует смерть, вернулись
назад и утратили его? Может ли вечное исчезнуть?
Свобода воли
Однако, для того, чтобы понять глубину выражения «свобода от ангела
смерти», необходимо сначала понять, что означает термин «свобода» в его
обычном, человеческом понимании. При общем рассмотрении свободу можно
отнести к закону природы, пронизывающему все стороны жизни. Ведь мы
видим, что животные, пойманные нами, умирают, когда мы лишаем их
свободы.
И это верное свидетельство того, что Высшее управление не согласно с
порабощением любого творения. И не случайно человечество воевало сотни
последних лет, пока не достигло, в определенной степени, свободы
личности.
Но в любом случае, наше представление о понятии, выражаемом словом
«свобода», очень туманно, и если мы углубимся во внутреннее содержание
этого слова, от него почти ничего не останется. Так как прежде, чем
требовать свободу личности, ты должен предположить наличие этого
свойства, называемого «свобода», в кaждoй личности, как таковой, то
есть, что она может действовать по своему выбору, в свободном желании.
Наслаждение и страдание
Однако, если проанализировать действия человека, то увидим, что все
они являются вынужденными, и были совершены по принуждению. И нет у
него никакой возможности выбора. И этим он похож на варево, кипящее на
плите, у которого нет никакого выбора. И оно обязано свариться. Ведь
Высшее управление пoместилo всю жизнь меж двух огней: наслаждением и
страданием. И у животных нет никакой свободы выбора - выбрать страдания
или отвергнуть наслаждения. И все преимущество челoвекa над животными в
том, что человек спoсoбен видеть отдаленную цель, то есть, сoглaситься
сейчас на известную долю стрaдaний при выборе будущего нaслaждения или
пользы, которую получит через какое-то время.
Но на самом деле, тут нет ничего, кроме расчета, кoтoрый, на первый
взгляд, является коммерческим. То есть, оценив будущие наслаждения или
пользу, находят в них столько преимуществ и предпочтений над болью,
причиняемой страданиями, что согласны перенести ее сейчас. И все дело в
разности, когда, вычитая беды и страдания из ожидаемого наслаждения,
получают определенный остаток.
Ведь тянутся непременно к наслаждению. Но иногда случается, что
страдают, то есть, сравнивая достигнутые наслаждения с перенесенными
страданиями, не находят предполагаемого «остатка». И остаются в убытке,
все, как это в обычае торговцев.
И из всего этoгo следует, что нет разницы между человеком и
животными, а если так, то не существует свoбoднoгo, рaзумнoгo выбoрa.
Прoстo притягивающая сила тянет нас к наслаждениям, случайно
подворачивающимся в той или иной форме, и гонит от страданий. И c
помощью этих двух сил, Высшее управление ведет всех туда, куда хочет,
совершенно никого не спрашивая.
И более того, даже определение характера наслаждения и пользы
происходит абсолютно не по выбору и свободному желанию индивидуума, а в
соответствии с желаниями других, когда они хотят, а не он.
Например, я сижу, одеваюсь, говорю, ем – все это не потому, что я
хочу так сидеть, или так одеваться, говорить, или так есть, а потому
что другие хотят, чтобы я сидел или одевался, или говорил, или ел таким
образом. Все это происходит в соответствии с желаниями и вкусами
общества, а не моего свободного желания. Более того, все это я делаю,
подчиняясь большинству, вопреки моему желанию. Ведь мне удобнее вести
себя просто, ничем не обременяя себя, но все мои движения скованы
железными цепями вкусoв и манер других, то есть, обществом.
И если так, то скажите мне, пожалуйста: где же моя свобода желания?
А с другой стороны, если предположим, что нет свободы желания, то
каждый из нас не что иное, как своего рода машина, созданная и
действующая по указанию внешних сил, заставляющих ее работать именно
таким образом. Это значит, что каждый из нас заключен в тюрьму Высшего
управления, которое с помощью двух своих надзирателей: наслаждения и
страдания, - тянет и подталкивает нас к своему желанию, туда, куда
хочет оно. Так что, вообще нет никакого «я» в этом мире. Так как нет
тут вообще имеющего право и обладающего хоть какой-то
самостоятельностью.
Не я хозяин своего действия, и я делаю не потому, что я хочу
сделать, а потому что так на меня воздействуют, вынуждая, и без моего
ведома. И если так, то получается, что минует его и вознаграждение и
наказание.
И цель всего этого непонятна не только людям религиозным, верящим в
управление Творца, которые поневоле верят в Него и полагаются на Него,
считая, что есть в таком заведенном Им порядке добрая и желаемая цель.
Эта вещь еще более странна для верящих в природу. Ведь, в соответствии
со сказанным, каждый из нас закован в кандалы слепой природы, у которой
нет ни разума, ни расчетов. А мы, существа избранные и разумные, стали
игрушками в руках слепой природы, ведущей нас обманным путем. И кто
знает - куда?
Закон причинно-следственной связи
Стоит потратить время на то, чтобы понять такую важную вещь - как мы
существуем в мире, с точки зрения сущности нашего «я», когда каждый из
нас ощущает себя особым миром, действующим самостоятельно, совершенно
независимым от внешних, чуждых, неизвестных нам сил, и как проявляется
по отношению к нам эта сущность?
На самом деле, существует общая связь между всеми частями
находящейся перед нами действительности, существующей по закону
причинно-следственной связи, и развивающейся в соответствии с причиной
и следствием. И это справедливо как для целого, так и для каждой части
в отдельности. То есть, в каждом творении этого мира, во всех четырех
видах: «неживой», «растительный», «животный», «говорящий», - действует
закон причинно-следственной связи, в рамках причины и следствия.
Более того, даже любая частная форма личного поведения, на которое
опирается творение каждое мгновение своего существования в этом мире,
определяется предшествующими факторами, вынуждающими поведение
изменяться именно так, и никак иначе. И это понятно и ясно всем, кто
посмотрит на порядок действия вещей в природе с чисто научной точки
зрения и без личного пристрастия. Итак, мы должны препарировать
предмет, чтобы иметь возможность рассмотреть его со всех сторон.
Четыре фактора
Знай, что любое образование, действующее в созданиях этого мира (это
надо понять), не произошло «из ничего» («еш ме-аин»). Наоборот, все
произошло как «сущее из сущего» («еш ми-еш»). То есть, из реальной
сущности, изменившей свою предыдущую форму и облачившейся в
новообразующуюся форму.
И поэтому нам надо понять, что при любом созидании в этом мире
совместно существуют четыре фактора, которые создают и определяют
творение, и называются они:
-
основа;
-
причинно-следственные связи, относящиеся к свойствам собственно основы, которые не изменяются;
-
ее внутренние причинно-следственные связи, которые изменяются под воздействием внешних сил;
-
причинно-следственные связи внешних факторов, воздействующих на нее снаружи.
Рассмотрим каждое из них в отдельности.
Фактор первый: основа, первичный материал. Основа, что означает, первичный материал, относящийся к этому
созданию, так как «нет ничего нового под солнцем». И все
новообразования в нашем мире не происходят «из ничего», а возникают
лишь как «сущее из сущего» («еш ми-еш»), когда какая-то сущность теряет
свою предыдущую форму и принимает другую форму, отличную от предыдущей.
И сейчас сущность, потерявшая предыдущую форму, называется основой, и в
ней скрыта сила, которая раскроется в будущем и определится в конечной
форме этой сущности, а потому по праву считается главным фактором,
воздействующим на нее.
Фактор второй: причина и следствие, как таковые
2. Это порядок причины и следствия, относящийся к свойствам
собственно основы, и он не меняется. Например, гниение пшеницы в земле
превращает ее в росток пшеницы, ведь это разложившееся состояние
называется основой. Таким образом, надо понять, что сущность этой
пшеницы, изменившей свою предыдущую форму, то есть, форму пшеницы, и
принявшей новую форму на фоне разложившейся пшеницы, является зерном,
называемым основой, свободной от всякой формы. И после того, как сгнила
в земле, стала пригодной для принятия другой формы, то есть, формы
пшеницы, способной произрасти и выйти из той основы, которой является
семя.И всем известно, что эта основа никогда не примет форму других
хлебных злаков, например, овса, а лишь, по подобию, предшествовавшую ей
форму, которая сейчас потеряна ею, то есть, форму пшеницы.И, несмотря
на то, что есть определенные изменения в количестве и качестве,и по
красоте и по вкусу, однако,