B жизни общества действует закон «подчинения меньшинства большинству»
В результате исследования мы пришли к пониманию определения «свобода
личности», так как на самом деле существует большой вопрос: откуда, на
каком основании большинство взяло на себя право подавлять свободу
личности и лишать ее самого дорогого, что есть у нее в жизни, ее
свободы, так что, на первый взгляд, нет тут ничего, кроме насилия?
Однако мы уже объяснили, что это закон природы, заповеданный свыше:
поскольку Управление обязало нас жить в обществе, то само собой
разумеется, что каждому из членов общества вменяется в обязанность
служить обществу, заботиться о его существовании и способствовать его
процветанию. А это не может быть осуществлено иначе, как только
исполнением закона, «подчинения меньшинства большинству», когда к
мнению одной личности не прислушиваются, и не подчиняются.
Из вышеизложенного следует, что это и есть источник права и
оправдания того, что большинство принудительно лишает личность свободы,
порабощая ее. И поэтому, совершенно ясно, что во всех тех случаях,
когда не затрагиваются интересы материальной жизни общества, нет
никакого права и оправдания у большинства ограничивать и ущемлять в
какой бы то ни было свободу индивидуума. И те, кто делают это –
преступники и разбойники, которые предпочитают силу какому бы то ни
было праву и справедливости. Ибо в данном случае Управление не
обязывает личность подчиняться желанию большинства.
В духовной жизни действует закон, обязывающий большинство следовать за личностью
И выясняется, что в том, что касается духовной жизни, нет никакой
естественной обязанности личности перед обществом. А как раз наоборот,
тут действует естественный закон - большинству склониться перед
личностью и служить ей. И это ясно из сказанного в статье «Мир»: есть
два пути Управления, идти по которым оно обязало нас, воздействуя на
нас так, чтобы привести к конечной Цели творения:
-
Путь страданий, заставляющий нас развиваться без нашего осознания.
-
Путь Каббалы и мудрости, ведущий к нашему осознанному развитию, без каких бы то ни было страданий и принуждения.
А поскольку в действительности в любом поколении более развиты
отдельные индивидуумы, то когда большинство осознает необходимость
избавиться от невероятных страданий, начав развиваться по своей воле и
по собственному желанию, то есть, путем Каббалы, тогда они обязаны
подчинить индивидууму себя и свою телесную свободу. И выполнять ее
распоряжения и принять тот бесценный дар, который он предложит им.
Таким образом, в том, что касается духовного, право большинства
становится их долгом. И действует закон следовать за индивидуумом, то
есть за развитой личностью. Ведь каждому ясно, что развитые и
образованные личности составляют очень незначительную часть общества.
Это значит, что успехи и достижения всего общества в духовной сфере
определяются меньшинством.
Исходя из этого, общество обязано, как зеницу ока беречь идеи этих
личностей, дабы не исчезли они из этого мира. Ведь оно должно знать с
полной уверенностью и несомненной очевидностью, что прогрессивные и
истинные идеи находятся в этом мире не в руках властвующего
большинства, а именно у самых слабых, то есть незаметного меньшинства.
Так как вся мудрость и истина приходит в этот мир в незначительном
количестве. Поэтому мы призваны охранять идеи каждой личности, потому
что слаба способность подавляющего большинства общества разобраться в
них.
Критика – средство достижения успеха. Отсутствие критики причина остановки развития
К сказанному необходимо добавить, что реальность демонстрирует нам
крайнюю противоположность между тем, что мы видим на материальном
уровне, и тем, что обсуждается в данной статье. Единство общества
призвано быть источником всего успеха и счастья. Но действует это лишь
в материальном.
Разъединение между людьми является источник всех несчастий и бед.
Однако наше знание и наука говорят о прямо противоположном. Единство
взглядов и отсутствие критики является источником всех неудач и мешает
прогрессу и плодотворному творчеству. Ведь достижение правильных
выводов зависит именно от количества споров и разногласий,
обнаруживающихся во мнениях.
Чем больше разногласий, противоречий, чем сильнее критика, тем
больше знание и разум, и проблемы становятся возможными для разъяснения
и разрешения. А все неудачи и вырождение разума происходят только из-за
недостаточного количества критики и разногласий.
Таким образом, очевидно, что основой успеха на материальном уровне
является как можно большее объединение общества. А основа успешного
продвижения в области разума и идей – в споре и разногласиях между
ними.
Отсюда проистекает закон, согласно которому, только когда
человечество достигнет своей цели на телесном, материальном уровне, то
есть поднимется на совершенную ступень любви к ближнему, когда все люди
мира сплотятся, как единое тело, единое сердце (как сказано об этом в
статье «Мир»), – только тогда во всей своей полноте раскроется счастье,
ожидающее человечество. И в таком случае, нужно будет проявлять
осторожность, чтобы мнения людей не сблизились настолько, что исчезнут
разногласия и критика между мыслителями и учеными. Ведь близость на
материальном уровне влечет за собой естественное сближение взглядов. А
если исчезнут критика и разногласия, то исчезнут и развитие идей и
разума, и пересохнет источник знания в мире.
Таким образом, тут полностью доказана необходимость бережного
отношения к свободе личности в том, что касается идей и разума,
поскольку любое развитие знания и мудрости основано на личной свободе
индивидуума. Поэтому мы должны охранять ее с большой ответственностью,
то есть, каждое качество внутри нас, которое мы называем
индивидуальным, то, что является личной силой каждого индивидуума,
называемого в общем «желанием получать».
Наследие отцов
А также все частности, которые включает в себя желание получать,
называемое основой или первым фактором, содержащее все те склонности и
особенности поведения, которые человек унаследовал от своих предков,
той длинной цепочки из тысяч людей, существовавших в свое время, где
каждый представляет собой каплю-экстракт своих родителей. В этой капле
и передается каждому все духовное приобретение его родителей. Так что в
подсознании личности присутствуют тысячи духовных наследий от всех
индивидуумов, представленных династией его предков.
Поэтому так же, как лица людей отличаются друг от друга, так
разнятся и мнения их. И нет двух людей в мире, мнения которых были бы
одинаковы. Каждый имеет в своем распоряжении огромные приобретения,
которые оставили ему в наследство тысячи предков. И потому все это
считается собственностью личности, а обществу предписывается охранять
эту особенность и дух, чтобы она не была затушевана окружением.
Каждый должен оставаться со своим наследием. И тогда контраст и
противоречия между ними останется навечно, чтобы навсегда обеспечить
нам критику и развитие знания, что составляет все преимущество
человечества и является его истинными и извечными чаяниями.
И после того, как в определенной степени мы пришли к осознанию
эгоизма, свойственного человеку, с точки зрения силы, заключенной в
нем, и «желания получить», являющегося независимой точкой живущей в
человеке во всей ее обнаженности, нам также стала ясна во всех своих
границах мера исходного имущества каждого индивидуума, которую мы
определили как «наследие отцов», смысл которого в том, что это - вся
сила склонностей и свойств, которые переходят к человеку по наследству
в его «основу», являющуюся первичным материалом каждого человека; т.е.,
капля семени его родителей. Проясним теперь две ступени в желании
получить.
Две ступени: в потенциале и в действии
Вначале необходимо понять, что этот эгоизм, который мы определили
как силу желания получать, несмотря на то, что является сутью человека,
все же совершенно невозможно представить, что он сможет просуществовать
в реальной действительности даже мгновение.
Ибо то, что мы называем потенциалом, т.е., то, что еще не проявилось
в действии, является лишь замыслом, то есть мы можем представить его
себе только мысленно. Однако практически невозможно представить, что
найдется какая-то реальная сила в мире, которая бы в одно и то же время
находилась в состоянии покоя по отношению к самой себе и не действовала
бы. Поскольку сила существует в реальности лишь в то время и в той
мере, в которой проявляется в действии. Так же невозможно сказать о
младенце, что он обладает огромной силой, тогда как он не может поднять
даже легкой вещи. Но можно сказать, что когда этот младенец вырастет, в
нем раскроется великая сила.
И мы говорим, что та сила и мощь, которую мы видим в человеке, когда
он вырос, была заложена в ребенке уже в младенчестве. Просто она
оставалась в нем скрытой, и не проявлялась в действии.
Можно лишь мысленно представить себе те силы, которые должны
раскрыться в будущем. Однако в реальном теле младенца, конечно же, нет
никакой силы, поскольку она никак не проявляется в его действиях.
Подобна этому и сила аппетита – она не проявится в человеке, если он
сыт.
Однако, даже когда он сыт, сила аппетита имеется в нем, она просто
скрыта в теле человека. Позже, когда пища усвоится, он возвращается,
появляется и реализуется от потенциала к действию.
Однако, это утверждение (о силе, которая все еще не проявилась в
действии), относится к умозаключениям, поскольку она не существует в
реальности. Ведь в сытости мы ощущаем, и нам ясно, что сила аппетита
пропала. Взгляни на место, где была – и нет ее.
Таким образом, совершенно невозможно представить себе силу как
сущность, находящуюся в покое и существующую саму по себе,... а только
лишь как процесс. То есть, в то время, когда действие реально
осуществляется, тогда же проявляется сила, заключенная в действии.
И если объяснять научно, обязательно присутствуют здесь два понятия:
объект и процесс, то есть сила и действие. Например, сила аппетита
является объектом, а образ приема съедаемой пищи, является процессом и
представляет собой категорию действия. Хотя в действительности они
представляют собой одно. В человеке не может пробудиться аппетит без
возникновения в его мозгу образа пищи. Это две половины одного целого,
и сила аппетита должна облачиться в этот образ. Поэтому объект и
процесс либо одновременно присутствуют, либо одновременно отсутствуют.
Аналогично этому и желание насладиться, которое мы обозначили как
эгоизм, не существует в человеке в виде силы, желающей получать и
находящейся в покое. В примере с пищей, это желание представляет собой
объект, который воплощается в образе чего-то пригодного в пищу, и его
действие проявляется в поглощении пищи. Это действие мы и называем
желанием, силой аппетита, раскрывающейся в действии воображения. Так и
в отношении обсуждаемого нами общего желания получать, которое является
сутью и основой человека. Оно проявляется и существует, лишь облачаясь
в форму того, что должно быть получено. Только тогда оно существует в
виде объекта, и никак иначе. И это действие мы называем жизнью, или
жизненной силой человека. Это означает, что сила желания получать
облачается в то, что желает получить и действует в нем. И мера ее
проявления является мерой жизненной силы человека. Так объяснено
действие, которое мы называем желание.
Два создания: человек и живая душа
Из объясненного выше становится понятным сказанное: «И создал Творец
человека – прах земной, и вдохнул в его ноздри душу жизни, и стал
человек живой душой». Мы находим здесь два создания: отдельно – человек
и отдельно - живая душа. Из текста следует, что вначале был сотворен
человек как прах земной, т.е., как совокупность определенного числа
частиц, в которых содержится сущность человека, т.е., его желание
получать. И сила этого желания получать находится во всех частицах
существующей действительности, как объяснялось выше, и из них были
созданы и произошли все 4 типа: неживой, растительный, животный,
говорящий. И в этом нет у человека никакого преимущества над остальными
частями творения. И в этом смысл, заключенный в словах: «прах земной».
Однако объяснялось уже, что не бывает так, чтобы эта сила,
называемая желанием получать, существовала, не облачаясь и не действуя
в тех вещах, которые желанны для получения. И это действие называется
«жизнь». И отсюда следует, что прежде, чем к человеку пришли
человеческие виды наслаждения, отличные от свойственных остальным
созданиям, - он считается человеком, лишенным жизни, мертвым, ведь в
его желании получать не было места, чтобы облачился и проявился там в
действиях, что, как сказано, и есть проявление жизни.
И об этом сказано: «И вдохнул в ноздри его душу жизни». И это
обобщенная форма получения, свойственная человеческому роду. И слово
«душа» - от слова «вдохнул», т.е., «передал» ему землю, что значит -
ценность. И «душа» относится к страдательному залогу, как, например
«вложен», «обвинен», «привлечен к суду».
И смысл сказанного: «И вдохнул в ноздри его», - т.е., привнес внутрь
него душу и ценность жизни, иными словами, всю совокупность форм,
достойных, чтобы быть полученными его желанием получать. И тогда та
сила желания получить, которая была заключена в его отдельных частицах,
нашла место для того, чтобы облачиться и действовать там, т.е., в тех
формах получения, которые постиг от Творца, и действие это называется
«жизнь», как объяснялось выше.
И поэтому написано в конце: «И стал человек живой душой», - т.е.,
поскольку желание получать начало действовать согласно этим формам
получения, сразу же раскрылась в нем жизнь, и стал он живой душой. Чего
не было до того, как постиг эти формы получения, несмотря на то, что
уже была отпечатана в нем сила «желания получать», тем не менее,
считался человек пока еще мертвым, безжизненным телом, поскольку не
было в нем места, чтобы выявиться и находиться в нем, проявляясь
действием.
И как разъяснялось выше, несмотря на то, что основа человека –
желание получать, тем не менее, оно воспринимается как половина целого,
поскольку обязано облачиться в какую-либо реальность, подходящую ему. И
тогда оно и обретенный образ составляют единое целое. В противном же
случае оно не просуществует и мгновения, как уже объяснялось.
Таким образом, в то время как механизм тела подготовлен к работе,
т.е. к середине жизни, человеческое эго предстает во весь рост таким,
каким оно было отпечатано в нем с рождения. И поэтому ощущает в себе
желание получать во всей полноте и силе. Т.е., человек желает
приобрести большое богатство и почет, и все, что попадается ему на
глаза. И все это – благодаря целостности человеческого эго, которое
притягивает к себе всевозможные формы и понятия, в которые оно
облачается и за счет которых существует.
А после того как миновала середина животной жизни человека,
начинается спад, который, по сути, является процессом умирания, ибо
человек не умирает мгновенно, так же как не получает в одно мгновение
окончательную форму жизни. Его свеча, его эго постепенно угасает, и
вместе с этим исчезают и образы того, что он желал бы получить.
Он начинает отказываться от большинства материальных благ, о которых
мечтал в юности. Материальные приобретения теряют свою значимость на
закате лет, так что в старости, когда уже витает над ним тень смерти,
для человека наступает время, которого он совершенно не желает, ибо его
желание получать, его эго, угасало и исчезло. В нем не остается ничего
кроме маленькой, незаметной для глаз искорки, еще облаченной во что-то,
которая удерживает человека в его животной жизни. Но у него уже нет
никакого желания и надежды на получение чего-либо.
Таким образом мы доказали, что желание получить вместе с образом
желаемого им предмета представляют собой единое целое. И у этих двух
составляющих равны их проявления, равна их величина, и едина
продолжительность существования. Вместе с тем, существует важный нюанс
в отношении отказа от получения, который проявляется на закате жизни.
Причина отказа человека от жизни, причина того, почему мы умираем,
заключается не в пресыщении (как у сытого человека, отказывающегося от
еды), а в отчаянии. Иными словами, эго, начиная умирать в дни спада,
само ощущает свою слабость и смерть. И поэтому усиливается отчаяние, и
человек отказывается от своих надежд и мечтаний, которые были у него в
юности.
И вникни в суть этого. Ведь когда отказ от чего-либо происходит
из-за пресыщения, человек не испытывает сожаления. Это подобно
работнику, закончившему свою работу. Отказ же вследствие отчаяния полон
сожаления и боли, и потому можно назвать его «частичная смерть».
Свобода от ангела смерти
И теперь, после всего, разъясненного выше, можно понять слова
мудрецов, как они и требовали: «Высечено на скрижалях – читай не
«высечено», а «свобода», что означает – освободились от ангела смерти».
До получения методики Каббалы, приняли на себя обязательство отказаться
от всего частного имущества в мере, выраженной словами «царство
Коэнов», и следовать цели творения, т.е. слиться с Творцом в единении
свойств – как Он, Творец, дает наслаждение и не получает, так и они
будут отдавать и не будут получать, что является высшей степенью
слияния, выраженной словами «святой народ», как сказано в конце статьи
«Поручительство».
Мы уже осознали, что основа сущности человека, т.е., его эгоизм,
определяемый как желание получать представляет собой лишь половину
целого. Он не может существовать, если не воплощается в материальный
образ или надежду на его приобретение, ибо только тогда он становится
целым, и только тогда можно назвать его «сущностью человека» и не
иначе.
Таким образом, когда удостоились полного слияния с Творцом, их кли
получения было совершенно опустошено. Они не имели никакой
собственности, которая только есть в мире, и были слиты с Творцом
тождественностью свойств. А это означает, что не было у них никакого
желания приобрести что-либо для самих себя, а только в той степени, в
которой доставят этим удовольствие Творцу, чтобы Он насладился ими.
И поскольку их желание получать облачилось в форму этого
приобретения, то, облачившись, соединилось с ней в единую сущность.
Таким образом, стали они свободны от ангела смерти, поскольку смерть –
это всегда отсутствие существования и лишение чего-либо, а это возможно
лишь в том случае, когда есть некая искра желания существовать ради
самого наполнения. Ведь такое желание существовать не может, оно
умирает и исчезает.
А если нет в человеке такой искры, и все искры его сущности
облачаются в отдачу Творцу, то это не умирает и не исчезает. Ибо даже
когда тело аннулируется – это происходит лишь с точки зрения получения
ради самого себя, в которую облачено желание получать, поскольку иначе
существовать не может.
А когда получает намерение творения, и Творец получает от него
наслаждение, поскольку выполняется Его желание, находим, что суть
человека облачается в желание доставить наслаждение Творцу, и
удостаивается абсолютной вечности уже как сущность Его. И таким
образом, удостаивается свободы от ангела смерти. И об этом сказано в
Мидраше: «свобода от ангела смерти», - а в Мишне: «Высечено на
скрижалях – читай не «высечено», а «свобода», ибо свободен лишь тот,
кто занимается изучением Каббалы».
|