основа формы пшеницы не претерпевает
никаких изменений.в этом прослеживается порядок причины и следствия, относящийся к
свойству самой основы, который не меняется никогда, так что пшеница не
станет другим хлебным злаком.
Это и есть второй фактор.
Окружение как фактор
Фактор третий. Внутренние причина и следствие
3. Это порядок внутренних причинно-следственных связей основы,
изменяющихся под воздействием внешних сил окружающей ее среды, с
которыми она соприкасается. Это означает, что из одного сгнившего в
земле пшеничного зерна получается много пшеничных зерен, иногда еще
больших и лучших по качеству, чем посеянное зерно.
Ведь здесь обязательно есть дополнение, вызванное воздействием
факторов, участвовавших в процессе и присоединившихся к силе, скрытой в
окружающей среде, то есть, к основе. В результате этого и происходят
все те качественные и количественные изменения, которых совершенно не
было в предыдущей форме пшеницы. И эти факторы: соли и минералы,
находящиеся в земле, дождь, солнце, которые воздействовали на нее тем,
что выделили свои силы и присоединили их к скрытой силе самой основы,
что, в соответствии с законом причины и следствия, привело к множеству
количественных и качественных изменений этого новообразования.
И надо понять, что этот третий фактор соединяется с основой на ее
внутреннем уровне, поскольку скрытая в основе сила контролирует их, так
что, в конце концов, все эти изменения относятся к виду пшеницы, а не к
чему-то другому.
И поэтому мы относим их к внутренним факторам, отделяя от факторов
второй группы, которые, в соответствии со своим определением,
неизменны, в то время как третий фактор изменяется как по количеству,
так и по качеству.
Фактор четвертый. Причина и следствие при воздействии сторонних факторов
Это порядок причины и следствия при воздействии сторонних факторов,
то есть действующих извне. Они не воздействуют на пшеницу напрямую, как
дождь, или солнце, а являются для нее такими дополнительными факторами,
как, например, присутствующие на том же участке соседи, или такие
внешние, изменяющиеся явления, как град или ветер.
Таким образом, находим, что четыре фактора соединяются в пшенице в
течение всего процесса ее роста. И любое состояние, которое пшеница
проходит за это время, обусловлено этими четырьмя факторами, то есть,
ими определяются и количественные, и качественные характеристики
состояния. И так же, как в описанном случае с пшеницей, этот закон
действует во всех видах любых образований в этом мире, и справедлив
даже по отношению к мыслям и знаниям.
Например, если обрисовать какое-либо состояние образования любого
человека: верующего, или атеиста, ультрарелигиозного или умеренно
религиозного, - то поймем, что это состояние человека возникло и было
определено теми же четырьмя факторами.
Наследственные факторы
Фактор первый - это основа, то есть его первичный материал.
Поскольку человек создан как «сущее из сущего», то есть, из самой
сердцевины порождающих его, то, в соответствии с этим, в определенной
степени он как бы является их копией, перепечатывающейся из книги в
книгу. То есть, почти все, что было принято и постигнуто отцами и
дедами, также переходит и к нему, и отпечатывается в нем.
Однако, разница в том, что происходит потеря формы, аналогично
посеянной пшенице, которая пригодна для появления нового семени только
после того, как сгнила и потеряла предыдущую форму. Так и в капле
семени, из которой рождается человек, - нет в ней больше ничего от
формы отца, кроме этих скрытых сил.
И те знания, которые были у отца, в сыне становятся
предрасположенностью, и называются инстинктами или привычками,
пользуясь которыми он даже не знает, почему он это делает, ведь это
скрытые силы, которые унаследовал от отца. Однако, не только
материальные приобретения наследуются нами, но и духовные, и все
знания, способствовавшие этим приобретениям, также наследуются нами,
переходя из поколения в поколение.
Так формируются и проявляются различные наклонности, которые мы
обнаруживаем в людях. Например: склонность доверять или недоверчивость,
склонность удовлетвориться материальной жизнью или стремление к
знаниям, презрение к жизни, когда нет к ней желания, жадность,
покладистость, дерзость или стеснительность.
Так, все эти проявления в людях являются не их собственным
приобретением, а лишь простым наследством, по частям доставшимся им от
отцов и дедов. Как известно, в мозге человека есть особая область,
ответственная за наследственность, называемая «продолговатый мозг», или
подсознание, где проявляются все эти склонности.
Однако, поскольку знания наших отцов, являющиеся плодами их опыта, у
сына становятся просто склонностями, то подобны посеянной пшенице,
утратившей предыдущую форму и ставшей в чистом виде силами,
скрывавшимися в ней, которые способны теперь получить новую форму, что
в нашем случае соответствует предрасположенностям, способным обрести
форму знаний. И это является первичным материалом – основным первым
фактором, называемым «основой», и в котором сосредоточены все силы
особенных наклонностей, унаследованных от родителей, официально
называемыенаследственностью.
И знай, что среди этих предрасположенностей есть и обратные
проявления, то есть, противоположные тому, что было у отца. И потому
говорят, что все, что скрыто в сердце отца, у сына проявляется открыто.
Смысл этого в том, что основа теряет предыдущую форму, чтобы
облачиться в новую, и потому близка к противоположности формы знаний
отцов, как пшеница, сгнивающая в земле, которая теряет всю свою форму
пшеницы. И вместе с тем, все это зависит и от трех остальных факторов.
Влияние окружения
Фактор второй – это прямой порядок причины и следствия, относящийся
к собственным качествам основы, которая не изменяется. Пояснить это
можно на описанном выше примере с зерном пшеницы, которое разлагается,
находясь в земле. Окружающая среда, в которой находится основа, – это
земля, соли, дождь, воздух и солнце. Она долгое время медленно и
ступенчато воздействует на зерно, в соответствии с порядком причины и
следствия, изменяя состояние за состоянием, пока оно не дойдет до
определенной стадии. И тогда основа возвращается к своей первоначальной
форме, то есть, к форме зерна пшеницы, но с изменением в количестве и
качестве. Основа же совершенно не изменяется, так что из пшеницы не
вырастет овес или другой злак, хотя некоторая ее часть изменяется как
количественно (например, из одного зерна может выйти 10 или 20 зерен),
так и качественно (качество может быть лучше или хуже, чем у предыдущей
пшеницы).
Таким же образом и человек, как основа, находится в окружающей
среде, то есть, в обществе. И он обязательно подвержен его влиянию, как
пшеница подвержена влиянию окружающей ее среды. Ведь основа – это всего
лишь сырье, которое непрерывно соприкасаясь с внешней средой и
обществом, претерпевает ступенчатые изменения, переходя от состояния к
состоянию, в соответствии с законом причины и следствия.
В это же время изменяются и наклонности, содержащиеся в его основе,
приобретая форму знаний. Например, если получил по наследству
склонность к жадности, то, когда подрастает, создает для себя разумные
оправдания, позволяющие прийти к верному выводу, что для человека
хорошо быть жадным. И уже известно, что несмотря на то, что отец его
был щедрым, он может унаследовать от него противоположное качество -
жадность, потому что противоположное - это такое же наследство, как и
существующее.
Или тот, кто унаследовал от предков склонность к свободомыслию,
строит для себя обоснование, позволяющее прийти к заключению, что
хорошо для человека быть свободным. Но откуда он берет эти суждения,
аналогии и заключения? Все это он неосознанно берет из окружения,
влияющего на его мнение и вкус постепенными переходами от причины к
следствию.
Так, человек думает, что это его собственные открытия, к которым он
пришел путем свободного изучения, однако и здесь, как и в случае с
зерном пшеницы, есть одна неизменная общая часть, называемая основой,
то есть, в конце концов, у него остаются унаследованные наклонности,
которые проявляются в нем так же, как они проявлялись и у его предков.
Это и называется вторым фактором.
Привычка становится второй натурой
Третий фактор - это то, что по закону причины и следствия
непосредственно воздействует на основу, и изменяет ее. Так,
унаследованные наклонности человека под воздействием окружающей среды
становятся натурой, и потому действуют в тех направлениях, которые
определяются ее осознанием. Например, у жадного от природы, склонность
к жадности под воздействием окружающей среды становится осознанной.
И тогда он защищает себя тем, что отказывается от определенной меры
жадности, чтобы не существовать в страхе от попадания в зависимость от
окружающих. Таким образом, многое из того, что унаследовал от предков,
меняется к лучшему и иногда удается совсем избавиться от плохой
склонности. И все это благодаря привычке, положительное воздействие
которой становится его второй натурой.
В этом преимущество силы человека над силой растительного уровня,
так как пшеница не может измениться полностью, а, как сказано выше,
лишь частично, тогда как у человека есть возможность измениться под
воздействием окружающих факторов причины и следствия, даже в общих
чертах, то есть, полностью изменить наклонности и искоренить их,
превратив в противоположные.
Внешние факторы
Четвертый фактор – это «не совсем посторонние факторы», по закону
причины и следствия воздействующие на основу снаружи. То есть, это те
факторы, которые не имеют никакого отношения к развитию основы, и
влияют на нее не прямым, а косвенным образом. Например, материальное
положение, беспокойная или спокойная атмосфера вокруг и тому подобное,
то есть, то, что имеет свой последовательный и медленный порядок
причинно-следственных состояний, вызывающих изменения в сознании
человека в лучшую или в худшую сторону.Таким образом, я описал четыре естественных фактора, и весь наш
разум, любая наша мысль не что иное, как всего лишь их производная. И
даже если человек сутки будет проводить в исследованиях, все равно
ничего не сможет добавить или изменить то, что предоставлено ему этими
четырьмя факторами.
И любое добавление, которое только сможет найти, будет лишь
количественным, определенным большей или меньшей степенью разума, в то
время как качественно здесь абсолютно нечего добавить. Ведь они
принудительно определяют наш характер и форму мышления и выводов,
совершенно не считаясь с нашим мнением. Так что мы находимся во власти
этих четырех факторов точно так же, как глина в руках гончара.
Свобода выбора
Однако, когда мы рассматриваем эти четыре фактора, то видим, что
несмотря на то, что наши силы слабы для того, чтобы устоять перед
первым фактором, который называется основа, есть у нас возможность
свободного выбора защититься от остальных трех факторов, под
воздействием которых частично изменяется основа, иногда даже в более
общей части. И все это в силу привычки, ставшей второй природой.
И защита эта заключается в том, что мы всегда можем добавить что-то
при выборе нашего окружения, которым являются друзья, книги, учителя и
тому подобное. Это подобно тому, когда человек наследует от отца поле
пшеницы, на котором сможет из небольшого количества зерен вырастить
много пшеницы только за счет выбора окружения для ее основы, то есть,
плодородной почвы, в которой есть все соли и необходимые вещества, в
изобилии снабжающую пшеницу всем необходимым, а также средств улучшения
условий среды, чтобы сделать ее более подходящей для роста растений.
Умный поразмыслит, выберет наилучшие условия и получит благословление.
А глупец возьмет то, что подвернется под руку, и потому его посев
обернется провалом, а не благословлением.
Ведь вся польза и качество зависят от выбора среды для посева
пшеницы. А после посева в выбранном месте окончательная форма пшеницы
уже определяется тем, что способна дать среда.
Так и в обсуждаемом нами. По правде говоря, нет в желании другой
свободы, кроме как впитать воздействие упомянутых четырех факторов,
поступая и думая так, как они предлагают ему, не имея силы возразить и
что-либо изменить, как в примере с пшеницей, которую уже посеяли в
определенной среде.
Однако, с самого начала существует свобода желания выбрать среду из
таких книг и учителей, которые вызовут у него хорошие мысли. И если не
сделает этого, а будет готов войти в любую случайную среду и читать
любую случайную книгу, то, конечно, попадет в плохое окружение или
будет проводить время за чтением бесполезных книг, которых больше, и
они ему намного приятнее, в результате чего образование его обязательно
станет ужасным и плохим, что приведет к греху и злодеянию.
И конечно, наказание понесет не за плохие мысли и дела, в которых у
него нет выбора, а за то, что не выбрал хорошее окружение, т.к. в этом,
безусловно, есть возможность выбора.
Поэтому, прилагающий усилия в своей жизни и каждый раз выбирающий
лучшую среду, достоин похвалы и награды. Но и здесь, не за его хорошие
дела и мысли, принудительно возникающие у него без всякого выбора с его
стороны, а за старание выбрать каждый раз хорошее окружение, приводящее
к появлению у него к этим мыслям и делам. Как сказал рав Иошуа бен
Пархия: «Сделай себе рава и купи себе товарища».
Необходимость выбора хорошего окружения
И надо понять сказанное рабби Йоси Бен Кисма в ответ на предложение
некоего человека, просившего его переехать жить в то место, где живет
он сам, и предложившего за это тысячи тысяч золотых динаров. И ответил
ему рабби Йоси Бен Кисма: «Даже если ты дашь мне все серебро и золото,
все драгоценные камни и жемчужины всего мира, я не буду жить нигде,
кроме места, где изучают Каббалу».
На первый взгляд, эти слова кажутся слишком возвышенными для нашего
простого разумения. Ведь как мог отказаться от тысячей тысяч золотых
динаров ради такой малости, и не захотел жить в городе, где не изучают
каббалу, в то время как сам был очень знающим и великим мудрецом, и он
уже не должен был учиться у кого-либо? Великое чудо.
Однако суть сказанного очень проста, и достойна того, чтобы жить в
каждом из нас. Несмотря на то, что у каждого из нас есть «своя основа»,
в действительности ее силы всегда проявляются только под воздействием
окружения, в котором она находится, как в случае с пшеницей, посеянной
в почве. Силы, заложенные в ней, реально проявляются только под
воздействием окружающей среды: земли, дождя и солнца. Поэтому рабби
Йоси Бен Кисма прекрасно оценил, что, если оставит свое благоприятное
окружение, которое выбрал, и перейдет в окружение плохое и приносящее
вред, то есть, в город, где нет изучающих Каббалу, то он не только
растеряет свою предыдущую мудрость - все скрытые в его основе силы тут
же прекратят реально проявляться и останутся нераскрытыми. Т.к. не
будет у них подходящего окружения, чтобы смог их задействовать и
превратить из потенциальных сил в действующие. И, как сказано выше,
только выбором окружения определяется вся власть человека над собой,
.за который он достоин награды или наказания.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что такой мудрец как рабби
Йоси Бен Кисма, выбрал хорошее и пренебрег плохим. И не соблазняйся
материальными вещами и понятиями, как сказано в заключение, что «после
смерти не остаются с человеком ни деньги, ни золото, ни драгоценные
камни и жемчуга, а только исправления и хорошие дела». И тут
предостерегают мудрецы: «Сделай себе рава и купи себе товарища». И, как
известно, также имеет значение выбор книг.
Так как только выбор окружения может принести успех или позор
человеку. Но после того как выбрал окружение, он отдан ему в руки, как
глина в руки гончара.
Власть разума над телом
И известно мнение современных передовых ученых, которые, после того
как рассмотрели вышеупомянутый вопрос и увидели, что разум человека
является ничем иным, как плодом, произрастающим из жизненных ситуаций,
пришли к выводу, что у разума нет никакой власти над телом. Жизненные
события, записанные в материальных клетках мозга, – вот что властвует и
приводит человека в действие. А разум человека похож на зеркало,
принимающее формы того, что находится перед ним. И, несмотря на то, что
это зеркало является носителем этих форм, оно никак не может повлиять
или как-то воздействовать на то, что отражается в нем.
Так и разум, несмотря на то, что жизненные события во всех своих
причинно-следственных отношениях запечатлены и известны ему, сам по
себе совершенно не имеет власти над телом. Такой, чтобы мог приводить
его в движение, т.е., приближать тело к полезному и отдалять от
вредного, потому что материальное и духовное абсолютно далеки друг от
друга. И никогда не будет создано никакого средства связи между ними
так, чтобы духовный разум смог бы приводить в действие и воздействовать
на тело, которое материально. И это описано вдоль и поперек.
Однако, там, где острота их ума, там и их ошибка, так как
воображение в человеке пользуется разумом так же, как глаза
микроскопом, которые без микроскопа не видят ничего вредящего из-за его
малых размеров. Однако, после того, как с помощью микроскопа увидел
вредящее ему создание, человек отдаляется от этого вредителя.
Таким образом, микроскоп позволяет человеку избежать вреда, а не
ощущение, так как вредитель не чувствуется. И с этой точки зрения разум
действительно полностью властвует над телом человека, позволяя избегать
плохого и приближаться к хорошему. Т.е., там, где возможности тела
невелики и не в состоянии распознать вред или пользу, возникает
необходимость в разуме.
И более того, по мере того, как человек понимает, что разум - это
верный признак жизненного опыта, он способен принять разум и мудрость
человека, которому доверяет, возведя это в ранг закона, несмотря на то,
что его собственный жизненный опыт недостаточен для обретения такой
мудрости. Это похоже на то, как человек спрашивает совета у врача,
выслушивает его и выполняет совет, несмотря на то, что ничего не
понимает своим разумом. Таким образом, он пользуется разумом других,
что помогает не меньше, чем его собственный разум.
И как мы уже выяснили ранее, существуют два пути управления, которые гарантирую человеку, что он достигнет прекрасной цели: - путь страданий; - путь Каббалы.
И вся ясность пути Каббалы исходит из этого, так как вся эта четкая
разумность, обнаружилась и проявилась, и стала известна после огромной
и длинной цепи жизненных событий каббалистов, а человек приходит и
пользуется этим в полной мере, и извлекает с помощью этого пользу, как
будто разум этот явился результатом его собственного жизненного опыта.
Итак, вы видите, что тем самым человек избавляется от того горького
жизненного опыта, который обязан был бы приобрести, пока не разовьется
в нем самом этот здравый смысл. А если так, то таким образом
освобождается и от страданий, ивыигрывает время.
И это можно сравнить с больным, который не хочет слушать советов
врача до тех пор, пока сам не поймет, каким образом этот совет поможет
ему вылечиться, и потому сам начинает изучать медицину. Но ведь он
может умереть от болезни прежде, чем успеет изучить ее.
Таков путь страданий, по сравнению с путем Каббалы. Тот, кто не
верит мудрости, которую каббалисты советуют ему принять без
собственного понимания, должен сам дойти до нее, и может сделать это
лишь путем собственного включения в цепочку причинно-следственных
жизненных перипетий, в то время как есть опыт, значительно ускоряющий
процесс, позволяющий развить в них ощущение осознания зла, как уже
объяснялось ранее, не в отсутствии собственного выбора, а вследствие
усилий по выбору хорошего окружения, которое приведет к появлению
правильных мыслей и дел.
Свобода индивидуума
И сейчас мы подошли также к точному пониманию смысла свободы
индивидуума, о которой можно говорить только в отношении первого
фактора - основы, которая является первичным материалом каждого
человека. А это – различного рода наклонности, которые мы получаем по
наследству от отцов и дедов и которыми один человек отличается от
другого.
Ведь, несмотря на то, что тысячи людей живут в одной и той же среде
и подвергаются одинаковому воздействию трех последних факторов
практически нельзя найти среди них двух людей с одинаковым свойством. И
это потому, что в каждом заложена особая, характерная только для него,
основа. Это можно сравнить с основой пшеницы, которая, несмотря на то,
что сильно изменяется под действием трех последних факторов, все равно
сохраняет вид предыдущей пшеницы, и никогда она не превратится в другой
вид.
Общая форма исходных данных не исчезает
Любая основа, когда меняет свою первичную форму исходных данных и
под влиянием трех факторов, оказывающих на нее воздействие и
значительно изменяющих ее, приобретает новую форму, она все-таки не
теряет общую форму исходных данных. И потому человек никогда не сможет
приобрести облик другого человека, подобно тому, как ячмень никогда не
будет похож на пшеницу. Ведь любая основа представляет собой длинную
цепочку в несколько сот поколений и содержит в себе знания всех этих
поколений. Просто они не проявляются в ней в той форме, в которой
существовали у предков, т.е. в форме знаний, а присутствуют в виде,
свободном от формы. И поэтому они находятся в ней только в виде простых
сил, называемых склонностями и инстинктами, без осознания того, почему
все происходит именно так. И в соответствии с этим, не может быть в
мире двух людей с одинаковыми свойствами.
Необходимость охраны свободы личности
И знай, что это является настоящей, подлинной собственностью каждого
индивидуума, которую запрещено изменять или наносить ей повреждения,
т.к. в конце концов все эти склонности, содержащиеся в основе, должны
проявиться и получить форму знаний, когда этот индивидуум вырастет и
обретет сознание, как разъяснено выше. И сила закона развития,
властвующего во всей цепочке, всегда толкает ее вперед, как сказано в
статье «Мир». Получается, что завершение любой наклонности в том, чтобы
превратиться в очень высокие и важные знания.
Таким образом, тот, кто разрушает какую-либо склонность у
индивидуума, способствует исчезновению из мира этого неповторимого и
возвышенного знания, которое должно проявиться в будущем в конце
цепочки, потому что эта склонность никогда больше не появится в мире ни
в каком другом теле, кроме того, в котором была.
И надо понять, что в то время, когда какая-то склонность изменяется,
получая форму знаний, больше невозможно распознать в ней различие между
добром и злом. Так как это различие осознаваемо лишь во время его
существования в склонностях или в неполном знании. И никоим образом,
даже в самой малой степени, нельзя распознать его, когда склонность
приобретает форму истинного знания.
Таким образом, нам становится понятен размер ущерба, который наносят
те народы, которые навязывают свое господство меньшинствам, ограничивая
их свободу, не позволяя им продолжать жить в соответствии с их
наклонностями, доставшимися им в наследство от предков. И они считаются
убийцами душ.
И даже нерелигиозные и не верящие в целенаправленность Управления
люди из природного устройства вещей могут понять необходимость охраны
свободы личности. Мы видим, что те народы, которые разрушались из
поколения в поколение, пали только из-за того, что довлело бремя над
меньшинствами и индивидуумами. Однако те одолели их, и они рухнули.
Вместе с тем, всем понятно, что нет возможности установить мир во всем
мире, если не считаться со свободой личности. Без этого невозможно
существование мира. И умножаться разрушения.
Итак, мы хорошо и очень точно определили сущность индивидуума за
вычетом всего, что он получил от общества. Но, в конце концов,
возникает вопрос: «А что представляет собой сам индивидуум?». Ведь все
сказанное до сих пор относительно индивидуума относится только к
приобретенному им, унаследованному от предков. Но что представляет из
себя сам индивидуум, наследник и носитель приобретенного, требующий от
нас защиты своей собственности?
Во всем, сказанном до сих пор, мы все еще не нашли ту точку «я»
человека, которая была бы собственно его сутью. И что мне первый фактор
- эта длинная цепочка тысяч людей, которые один за другим, из поколения
в поколение, сформировали личность индивидуума лишь как своего
наследника?
И что мне остальные 3 фактора - эти тысячи людей, воздействующих на
человека в течении одного поколения? В итоге, каждый индивидуум подобен
просто впитывающему механизму, который всегда находится в распоряжении
общества и подвергается его воздействию. То есть, становится пассивным
накопителем двух видов воздействия:
- со стороны первого фактора он становится пассивным накопителем огромного и последовательного воздействия предыдущих поколений;
- со стороны 3-х других факторов становится пассивным накопителем воздействий находящихся с ним в одном поколении.
А это вопрос, имеющий мировое значение. И потому находится множество
противников вышеуказанного естественного метода, несмотря на то, что им
хорошо известна его истинность. И при описании своих представлений о
некой духовной сути - как она облачена внутри тела, в качестве души
человека, больше склоняются к метафизическим методам, к дуализму или
трансцендентализму, чтобы описать себе суть духовного и то, как она
соотносится с внутренним миром нашего тела внутри души человека,
которая дает разум и приводит в действие это тело, являясь сутью
человека, его «я».
Может, и было что-то во всех этих толкованиях, что позволило создать
какое-то мнение, но дело в том, что они не дают никакого научного
объяснения, каким образом духовная сущность может хоть как-то
соприкасаться с материальными атомами тела и иметь возможность
приводить его в движение. И вся их мудрость не помогает найти какой-то
мостик, достаточный для того, чтобы перейти эту широкую и глубокую
пропасть, разделяющую духовную сущность и материальные атомы. И потому
все эти метафизические методы бесполезны для науки.
Желание получать создано из ничего
И для того, чтобы продвинуться хотя бы на шаг в научном смысле, нам
нужна только наука Каббала, так как она включает в себя все науки мира.
И в разделе «Духовные света и келим» книги «Сияющий лик» было
разъяснено, что все обновление в Творении, созданном Творцом из ничего,
относится лишь к одному - к желанию получать. А все прочее, находящееся
в Творении - вообще не новое, и создано не как нечто из ничего, а как
существующее из существующего. Другими словами, исходит напрямую из
сути Творца, как свет исходит из солнца, в котором нет ничего нового.
То, что представляет собой солнце, то, преобразуясь, и выходит наружу.
В то время как вышеупомянутое желание получать представляет собой
нечто совершенно новое, что не существовало в реальности до творения. В
Творце, который предшествует всему, совершенно отсутствует желание
получать, ведь от кого получит? Поэтому желание получать, которое
Творец создал из ничего, является новшеством. Тогда как все прочее не
является тем новым, что можно было бы назвать Творением. И поэтому все
келим и все тела, как духовных, так и материальных миров, считаются
разновидностями духовного, или материального вещества, природа которого
– желать получать.
Две силы в желании получать: притягивающая и отталкивающая
Еще надо знать, что в этой силе, называемой желанием получать, мы
различаем две силы, называемые притягивающей силой и силой
отталкивающей. А смысл в том, что в любом кли или теле, находящихся в
рамках желания получать, само это желание получать ограничено тем,
сколько оно получает и какого качества. И потому, то количество и
качество, которое находится вне его границ, воспринимается как нечто,
противное его природе. И поэтому он отталкивает его. Ведь в этих
рамках, называемых «желанием получать», несмотря на то, что это лишь
притягивающая сила, каждый раз она обязательно становится и силой
отталкивающей.
Единый закон для всех миров
И, несмотря на то, что наука Каббала ничего не говорит о нашем
материальном мире, все-таки существует закон, единый для всех миров (он
описан в статье «Суть науки Каббала» и называется – закон корня и
ветви). В соответствии с этим законом все виды материальных сущностей
нашего мира, все, находящееся в этом пространстве: неживое,
растительное, животное, суть духовного и суть материального (если
рассматривать индивидуальность каждого элемента, то, чем он отличается
от всех остальных), даже самая маленькая молекула представляет собой
только желание получать. И это желание получать является частной формой
новосозданного творения, ограничивая его количественно и качественно,
вследствие чего, в нем действуют притягивающая и отталкивающая силы.
Но все, что присутствует в ней кроме этих двух вышеупомянутых сил,
считается изобилием, исходящим из сути Творца, в равной степени для
всего сотворенного, и нет тут ничего нового, относящегося к творению, а
исходит как существующее из существующего. И это не относится лишь к
чему-то частному, а является общим для всех частей творения, как малых,
так и больших, которые получают от изобилия Творца в соответствии с
границей их желания получать, и граница эта является разделом между
ними.
Итак, приведено ясное, чисто научное доказательство относительно эго
каждого индивидуума, научным методом, абсолютно неуязвимым для критики,
даже тех, кто автоматически занимает крайние материалистические
позиции. И отныне мы не нуждаемся более во всех этих неполноценных
методах, приправленных метафизикой. И очевидно, что нет никакой
разницы, является ли эта сила - желание получать, результатом
химических процессов материи, или же материя является порождением этой
силы, так как главное мы узнали - только лишь эта сила, отпечатанная в
каждом создании, и представляющая собой атом желания получать в своих
границах, и есть та индивидуальность, которой он отличается и
выделяется из остального окружения. И это справедливо как для одного
атома, так и для соединения атомов, называемого телом. А все прочее, в
котором есть нечто, кроме этой силы, никоим образом не относится к
самой молекуле, или соединению молекул, с точки зрения ее «я», а лишь к
общему, что представляет собой изобилие, исходящее к ней от Творца, что
является общим для всех частей творения вместе взятых, и нет здесь тел,
созданных отдельно.
А сейчас выясним, что представляет собой «свобода индивидуума» как
понятие, входящее в первый фактор, названное нами «основой», которой
все предыдущие поколения: отцы и отцы отцов этого индивидуума, передали
свою природу, как это разъяснено выше. И в соответствии со сказанным,
вся суть, заключенная в слове индивидуум не что иное, как границы
«желания получать», отпечатанный в соединении его молекул.
Ведь очевидно, что все те склонности, которые индивидуум приобрел от
своих предков, являются только рамками, конечной мерой этого желания
получать, или в виде притягивающей силы, заключенной в нем, или силы
отталкивающей, которые предстают перед нашими глазами в образе
склонности к расточительству или скаредности, общительности или
стремлением к одиночеству. И поэтому они являются его истинно
личностными качествами, его эго, которое борется за право
существования. Так что, если мы уничтожаем какое-то свойство в
человеке, то мы считаемся отсекающими подлинную часть от его сущности,
и это считается настоящей потерей для всего творения, потому что нет и
не будет уже подобного ему во всем мире, как сказано выше.И после того, как выяснили право индивидуума на свободу, исходящее
из природных законов, посмотрим насколько это возможно в
действительности, без ущерба для морали и принятых норм, и главное -
каким образом осуществляется это право, в соответствии с законами
Каббалы.
Следовать за большинством
Сказано: «следовать за большинством», – т.е., всюду, где есть у нас
разногласие между индивидуумом и большинством, мы обязаны принять
решение по желанию большинства. Ведь очевидно, что у большинства есть
право ограничивать свободу индивидуума.
Но тогда возникает другой, еще более серьезный вопрос, поскольку, на
первый взгляд, этот закон возвращает человечество назад, а не
продвигает вперед, ибо в то время, как большинство человечества
неразвито, а развитые – всегда малочисленное меньшинство, то если мы
будем принимать решения согласно желанию неразвитого и легкомысленного
большинства, получится, что мнение и стремление мудрецов и развитых
членов общества, которых всегда меньшинство, не будет услышано и
принято в расчет. И таким образом, мы обрекаем человечество на регресс,
поскольку не оно сможет продвинуться даже на один шажок.
Однако, в статье «Мир» в главе «Необходимость осторожного отношения
к законом природы, разъясняется, что поскольку Высшим управлением
назначено нам жить в обществе, то мы обязаны выполнять все законы,
касающиеся существования общества. А если мы хоть в чем-то проявим
легкомыслие, то природа отомстит нам, и взыщет с нас, независимо от
того, понимаем мы смысл законов, или нет.
И очевидно, что нет у нас никакого иного способа жить в обществе,
кроме как по закону «следования за большинством», который
регламентирует нам любой спор и любой порок в обществе таким образом,
что этот закон является единственным инструментом, обществу право на
существование. И потому он считается одной из естественных законов
Управления, и мы обязаны принять на себя его исполнение и сохранять со
всей осторожностью, совершенно не принимая в расчет наше понимание.
И он подобен остальным законам природы и Управления Творца, которые
даны нам свыше. Как уже разъяснялось (в статье «Суть науки Каббала», в
главе «Закон корня и ветви»), эта незыблемость, наблюдаемая в природе в
этом мире, является следствием того, что все проистекает и определяется
законами и правилами, действующими в Высших духовных мирах.
И вместе с тем надо понять также, что указания Каббалы – не что
иное, как законы и правила, установленные в Высших мирах, которые
являются корнями законов природы в этом нашем мире. И потому всегда
законы Каббалы соответствуют законам природы в этом мире, как две капли
воды. Таким образом, мы доказали, что закон «следовать за большинством»
- это закон Высшего управления и природы.
Путь Каббалы и путь страданий
Вместе с тем, это еще не разъясняет затруднения по поводу регресса, проистекающего из этого закона.
И это заботит нас, подвигая к поиску уловок, призванных исправить
ситуацию. Но Высшее Управление ничего не теряет от этого, так как уже
«обошло» человечество двумя путями: «путем Каббалы» и «путем страданий»
таким образом, что несомненна уверенность в развитии человечества и
постоянном прогрессивном движении к цели. И нет ничего выше этого (как
сказано в статье «Мир», в главе «Все дано под залог»). Однако
исполнение этого закона является естественным и непременным.
Право большинства подавлять свободу индивидуума
И надо, однако, задать еще один вопрос, поскольку все сказанное
оправдано лишь в том, что касается отношений между людьми. В этом
случае мы принимаем закон «следовать за большинством», исходя из
обязанности, возлагаемой на нас Управлением – всегда заботиться о
Источник: http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/2373?/rus/content/view/full/2373&main