5-го тишрея 1886 года в Польше в Варшаве родился Рав Йегуда Алейб Алеви Ашлаг в семье рава Симхи Леви.
Рав Симха Леви был мужем дочери рава Льва Малукова, который являлся
другом и соратником Гаона рава Иосефа Бар из Бриск. Они вместе изучали
писания Ари и сделали Книгу а-Илан о писаниях Ари, которая была утеряна
во времена Катастрофы.
Уже в детстве он отличался от сверстников.
Рассказывал его сын РАБА"Ш, что однажды, в возрасте 7-ми лет, когда он
лежал на кровати, ему на голову упала книга, и он спросил отца, что это
за книга. Отец сказал, что эта книга не для людей, а для ангелов. Тогда
ребенок ответил, что так как эта книга напечатана, то это признак того,
что она предназначена для человека. Отец ему ответил: "Но не для тебя".
И тогда ребенок в сердцах ответил, что если эта книга напечатана,
значит она – для всех.
С тех пор он начал иногда интересоваться этой книгой, которая была книгой по Каббале, и святой свет озарил его душу.
Мать его, бывшая воспитательницей в диаспоре, никогда не била своих
детей, когда они проказничали, т.к. в то самое время была рассержена и
злостькипела в ней. Она ждала несколько дней, после чего напоминала
ребенку об его проступке, совершенном несколько дней назад, и тогда с
холодной головой наказывала его, воспитывая таким образом. Так
воспитывался наш рав в детстве.
Рассказывает дочь Рава Бат Шева: "До 10 лет отец был моим единственным
учителем. Он был очень умный". Родители его баловали, но вместе с тем
наблюдали за его ростом в семь глаз соответствующим образом.
Каждый вечер они следили, чтобы он шел спать во время, он притворялся
спящим, и после того, как все засыпали, вставал, зажигал лампаду под
столом и учился до зари.
Так рос наш Учитель и Рав на пути святом и чистом. Его душа уже в
молодом возрасте стремилась подняться до ценра возвышенного и
неведомого небосвода. Его душа пела и радоваласьпри мысли о возможности
приблизиться к Творцу.Он страстно желал познать истину, сущность
Царства Творца.
В
молодом возрасте наш Рав воспитывался в ешиве "Гур Ашир" в Варшаве. И с
детства дышал только воздухом Торы. Тяжела была работа в Торе, выше
человеческих сил. Его прилежание и усердие были впечатляющими.
Он очень мало спал, и не давал векам сомкнуться в соответствии с их
желанием, боролся сам с собой до необходимого смирения на пути к
Творцу.
До такой
степени были велики его знания и осведомленность в различных разделах
Торы, что в возрасте 20-ти лет уже было у него знание Шести Сидрей
Мишна и до 40 лет он стал знатоком во всех ее частях с добавлениями.
В 18 лет был уже человеком. И объясняя термин "человек" словами рабби
Шимон бар Иохай из Масехет Евамот: "Человеком не зовут тех, кто
работает ради судьбы и звезд". Объяснял наш рав Бааль Сулам: "Верхняя
Земля", т.е. человек страстно стремится вверх в соответствии с
определением: "у рахум аф ата рахум".
Отец рава Азариеля Хаима рав Моше Барух Ламбергер рассказывал, что
Бааль Сулам в возрасте 24 лет "было тело его совршенно сожжено".
Объяснение: "Тело - имеется в виду желание получать наслаждения, и не
говорится о материальном теле, и было желание получать в его глазах
совершенно омерзительно".
Таким образом поднимался он в знании Торы и в работе с нечеловеческими
усилиями. И уже в 19 лет получил признание больших равов Варшавы.
Так как власти Польши требовали знания русского языка в качестве
условия получения удостоверения рава, он выучил русский язык в очень
короткий срок и получил удостоверение рава.Он обучал Торе в Варшаве в
течении 16 лет.
В
возрасте 20 лет он женился на Ривке Ревизаль Абрамович (они были
родствениками в третьем поколении). Во время свадьбы ей было 16 лет.
Она была из города Прусов. У них родилось 11 детей, самым старшим из
них был рав Барух Шалом Алеви, 3-е детей умерли, и нам неизвестно от
чего.
Другие: Рав Яков Ашлаг,
Рав Шломо Беньямин Ашлаг,
Рав Моше Менахем Арон Ашлаг,
Гв. Сара Брудчик,
Гв. Бат Шева Рихбард,
Гв. Двора Вайцман,
Гв. Менуха Вардигар.
После свадьбы - рассказывала Бат Шева - отец и мать жили в г. Пурсов,
недалеко от родителей матери жены. Но поведение новобрачных казалось
родителям странным, т.к. он вставал в час ночи или в половину второго
для работы ради Творца, что не было похоже на то, как это делали люди
из селения по утрам. И всегда был связан с Торой и молитвами, и кроме
этого не говорил ни о чем. Поэтому начались разногласия и ссоры, отец и
мать очень страдали от криков и решили переехать жить в Варшаву.
Затем отец уехал на три месяца к раву из Калошин изучать Тору.
Мать почти всю жизнь снабжала семью пропитанием одна. Позже она начала
заботиться о продаже книг отца. Отец никогда в жизни не держал денег в
руках.
Однажды в Суккот, когда в городе ни у кого не было своей сукки, и все
мужчины сидели в общей, и Бааль Сулам тоже там сидел, ему нечего было
положить на стол. Мать, стыдясь бедности, прдприняла невероятные
усилия, чтобы достать денег и послала отцу красивую и вкусную еду. Он
только чуть-чуть попробовал и всё отослал обратно, чтобы было что
поесть детям.
Рассказывала гв. Бат Шева, что за столом отца в шаббат господствовали
тишина и страх. Отец сидел торжественно во главе стола, как Ангел
Творца. Пищи никогда не было больше, чем полагалось для выполнения
заповеди.
Дети знали с детства, что нельзя разговаривать за столом или выходить,
чтобы не помешать отцу. Они знали с возраста год, что должно быть тихо
за столом в шаббат. Кто из детей опаздывал, ему не хватало места, т.к.
к столу приходили и ученики отца.
В молодости Рав был учеником Адмора из Калошин рава Меира Шалома
Рабинович, внука "Иуди а кадош". Учиться начинали в два часа ночи. Рав
рассказывал, что Адмор из Калошин каждую ночь в шаббат, обходя комнаты,
повторял: "Творец – он Элоким, нет никого кроме Него".
После смерти его учителя рава Адмора из Калошин, он стал учеником рава Иошуа из Пурсов.
В последний праздник Суккот в его жизни Бааль Сулам рассказывал, что
после смерти Адмора из Калошин, и после становления другого Адмора
вместо него, Бааль Сулам не ходил к нему 3 года. Но потом решил
изменить свое решение, ему помог в этом сон, который ему снился в это
время. Несмотря на то, что он не придавал значения снам, это был сон,
который ему снился три года после смерти его учителя рава из Калошин:
как будто сидит он между учениками калошинскими и пурсовскими, и указал
ему Адмор из Калошина перейти к пурсовцам.
Рассказывал РАБА"Ш, что методом Адмора из Пурсов было отдалить истиных
учеников, уколоть как-то, унизить, не баловать, чтобы ученик стремился
приблизиться к нему сильнее.
Когда делили подарки, он всегда пропускал Бааль Сулама, постоянно говоря: "Тебе я не дам!"
Объяснение: люди стремятся к почестям и воображают себе, что работают,
но, в сущности, не готовы положить жизнь, отдать душу. Поэтому этим
людям он давал уважение. Но те, кто стремился к Творцу и готов был
отдать душу, не желали почестей или чтобы их баловали, наоборот, они
знали, что это отдаляет их от Творца. Поэтому так проверял их Пурсовер,
останутся ли, или обидевшись, убегут.
Рав Барух рассказывал, что его отец просыпался в 12 ч. ночи и учил до
самого утра, а если он засыпал, он себя наказывал, наказывал свое тело,
помещая ноги в ледяную воду. Он предпочитал страдания сну. Он также
рассказывал, что все люди в Варшаве вскорости заметили его святость и
оказывали ему почести. Когда он это заметил, то решил сделать что-то,
чтобы это уважение исчезло, так-как он хотел, чтобы все его действия
были скромны.
Придя в
дом молений и услышав голоса людей, нахваливающих его, встал и сказал:
"Вы думаете я такой же как вы? Имею такие же животные желания, как вы?
Я бужу утро, а не утро будит меня. И это происходит каждую ночь."
Услышав это, они очень разозлились, и он упал в их глазах, так как все
поняли, какой он гордец.
Бааль Сулам прикладывал усилия в изучении Каббалы еще до того, как в
нем открылся скрытый человек. Он уже знал все писания Ари, Зоар и
писания РАМА"К. Из скромности он давал уроки в час ночи, взяв слово с
учеников никому не рассказывать об их учебе, о книгах по которым они
учатся, и то, что он дает им на уроках.
Рабби Моше был очень сильно привязан к Бааль Суламу и поэтому не смог
сдержаться, чтобы не рассказать об его существовании хасидам Гура. Он
смог выдержать свое обещание только два месяца, но потом, когда все
хасиды ждали выхода своего рава, он встал, стукнул по столу и сказал:
"Евреи! Почему вы спите? Существует в мире великий человек. Кто хочет
его увидеть, пойдемте со мной". В хасидуте поднялся большой шум после
этих слов. Когда об этом услышал рав, он немедленно переехал в другой
город.
С тех пор у Бааль Сулама начались все проблемы, преследования.
Рассказывает рав Узиэль Ландбергер, что в 1921 г. Сказал наш рав своей
рабанит, что ему больше нечего искать в этом мире, т.к. всё, что мог,
уже в себе исправил. Рабанит расплакалась и ответила:"Как ты сможешь
оставить меня с маленькими детьми?" Тогда он отвеитл: "Есть только
одно, что может оставить меня в этом мире, мы должны переехать в страну
Израиль". Сказала рабанит: "После всех твоих трудов, став великим равом
в Варшаве, большим учителем многих учеников, ты хочешь всё оставить
ради пустой страны?" Сказал рав: "Только в стране Израиль ждет меня
работа. И если я не перееду туда, я окажусь в такой же ситуации, как те
двое учеников Адмора из Пурсов, которым нечего было больше исправлять,
и они ушли в мир иной". Как только услышала рабанит его слова, всё
поняла и очень испугалась, но он сказал, что если мы решаем переезжать
в страну Израиль, мы должны это сделать немедленно.
Денег у них не было, и тогда рабанит начала предпринимать попытки
поиска денег, хотя она была беременна, сердце ее не дрогнуло. Они
начали собирать чемоданы, готовясь к отъезду из Польши. Они оставили
Варшаву вечером в рош ходеш Элуль 1921 г. На пути в страну Израиль, на
корабле рабанит родила дочь, которую назвали Бат Шева.
Рассказывал рав Хаим Ланбергер. Перед отъездом из Польши Бааль Сулам
пришел кАдмору из Пурсов, чтобы попрощаться. Но тот был против отъезда
рава. И он сказал, что в стране Израиль теряют все свои ступени. Бааль
Сулам ответил, что не ищет ступеней, а ищет работу и тепло попрощался с
ним.
В праздничные будни Суккота 1922 г., в возрасте 36 лет, рав приехал в
страну Израиль со своей женой. Они вышли в порту Яффо и сразу же
направились в Иерусалим. В то время страной жестоко правили англичане,
давая разрешение на въезд только состоятельным людям. Рава спросили
сколько он зарабатывает в месяц. И он ответил, что между 27 и 30
лирами. И тогда ему разрешили войти. Потом он сказал, что зарабатывает
всего 3 лиры в месяц, т.к. от 27 до 30 – три.
В первое время после прибытия в Израиль рав решил скрывать себя, свою
личность и зарабатывать только своими руками, чтобы не использовать имя
Торы.
Он привез с собой
инструменты для обработки кожи для изготовления пергамента для свитков
Торы, и инструменты, с помощью которых которых можно изготавливать
мыло. Но, видимо, Творец этого не хотел, и поэтому, несмотря на то, что
Бааль Сулам был очень способный во всех работах, он не преуспел.
Потом прибыли из Польши евреи, знавшие его как судью и учителя и
праведника, и поэтому он больше не смог скрывать себя и свое величие.
Его личность ракрылась и прошло не много время, как все узнали, что он
имел огромные познания во всех частях Торы, и в особенности в Каббале.
По приезде в страну Израиль Бааль Сулам учился в ешиве "Хаей Улам",
находившейся в стенах старого города. Это было очень тяжелое время. Его
заработок состовлял не более одной лиры в месяц, поэтому в доме не было
еды, кроме хлеба, масла, и иногда немного овощей. Мясо было очень редко
по шаббатам.
И еще
рассказывают, что в это время Бааль Сулам сменил одежды, в которых
ходят в Польше на традиционные Иерусалимские. Однако после того как
увидел, что каббалисты Иерусалима далеки от истинного пути, он вернулся
к своим старым одеждам, в которых он ходил в Польше.
Рассказывал рабби Пинхас Брандбейн, что когда Бааль Сулам заходил в
ешиву "Хаей Улам", начинал учить книгу "Зоар" так: немного смотрел в
книгу, потом долго ходил и часами думал о тех строках, которые
прочитал, потом снова заглядывал в книгу, и опять ходил и думал. Это
видели ученики находившиеся в ешиве. Они никогда не видели людей,
изучающих книгу "Зоар" таким способом. Они привыкли видеть людей,
изучающих Гмару упорно, долгие часы. Но книгу "Зоар" и писания Ари они
привыкли видеть, что учат, не вдумываясь и не углубляясь в текст. И
поэтому они очень удивлялись, видя человека, который так сильно
углубляется в "Зоар" и в тайную Тору как будто в открытые ее части.
Когда увидели ученики ешивы "Хаей Улам" его настойчивость и постоянство
в изучении книги "Зоар", то начали задавать вопросы, относящиеся к
личной работе человека ради Творца.
Постепенно распространилось известие об его глубоких познаниях в
Каббале. В то время Бааль Сулам встретил рава Йошуа Орвица, который
также учился в этой ешиве "Хаей Улам". Рав Йошуа Орвиц просил, чтобы
Бааль Сулам взял его в ученики. На что Бааль Сулам ответил, что если
соберется необходимое количество людей, то он сделает постоянные уроки.
Так Бааль Сулам стал Адмором.
Когда ученики поняли, что им посчастливилось находиться в обществе
святого человека с огромными постижениями в духовных мирах, который
общается с Творцом на уровне Первых Пророков, и когда они полностью
поняли, что это особая душа, посланная свыше, чтобы показать им путь к
Творцу, то тогда они решили, естественно, принять Бааль Сулама как
Реббе, как Адмора.
Бааль Сулам становится Равом района Гиват Шауль, куда он переехал в
1924 г. Равом он был назначен Иосефом Хаимом Зоненфельдом, равом и
учителем этого места.
Дом Бааль Сулама быстро превратился в дом, где царит дух Творца. Там
каждый день в час ночи собирались ученики, и Бааль Сулам давал им очень
глубокие уроки, раскрывая очень глубокие вещи.
Чтобы понять его глубочайшие уроки, ученики должны были прикладывать
усилия большие, чем в изучении Талмуда со всеми, от первых до последних
комментариев. Он задерживался на каждом термине, пока не разъяснял его
полностью, связывал их между собой, пока не оставалось никакого
сомнения или неточностей. Его уроки продолжались до девяти утра.
Из главы: Великий каббалист и его ученики.
Рассказывал рав Барух, что однажды пришла его мать – рабанит к отцу
Бааль Суламу и спросила: "Почему все равы и Адморы имеют много
учеников, а у тебя их так мало? Бааль сулам ответил так: "Поверь мне,
что у Творца учеников гораздо меньше, чем у меня".
Рав Авраам Ашкенази рассказывал, что ученики очень боялись Бааль
Сулама, его величие было ощущаемо учениками относительно свойств его
души. И ощущение этого величия не зависело от общественного мнения, а
только от того, как каждый чувствовал Бааль Сулама в своей душе.
В то время еще не была выпущена первая книга Бааль Сулама "Паним Меирот
у Масбирот", и поэтому в основном учились по книге "Эц Хаим" Ари.
Бааль Сулам объяснял все основы системы и методики устно. После
окончания урока, как говорил рав Брандбейн, все ученики собирались и
обсуждали пройденный урок сами, без учителя.
Иногда Бааль Сулам говорил о материальных следствиях в нашем мире,
которые известны нам и как бы объяснял их в виде примеров, а в конце
предложения возвращался и давал понять, что вообще не говорил о
материальных следствиях и всю свою беседу говорил только о духовных
вещах.
Очень часто Бааль Сулам выходил со своими учениками из помещения, где
они учились, после окончания урока, который длился 8 часов и во дворе
бэйт мидраша начинал рассказывать о духовной работе, поставив одну ногу
на забор.
Иногда Бааль Сулам давал уроки на иврите, т.к. несколько его учеников
были выходцами из восточных стран и не понимали идыш. Когда об этом
узнали руководители в Иерусалиме, пришли и кричали на него, на что он
ответил, что кому не нравится, могут уходить.
Обычно Бааль Сулам не прнимал посторонних посетителей. Единственными,
кто заходил в его комнату, был его слуга рабби Моше Лейнбергер и его
жена, которые тоже заходили на считанные мгновения. Приходили также
ученики посоветоваться о всяких мелких проблемах и о проблемах
внутренней работы.
Он наставлял каждого из своих учеников в соответствии с его духовной
ступенью и корнем души. Если он говорил какие-то слова, то только чтобы
взбодрить ученика, и никакие прочие слова, не касающиеся цели, никто
никогда от него не слышал.
По нему никогда нельзя было узнать о внутреннем напряжении, касающемся
внутренней работы. Внешне он выглядел как каждый обычный человек. Все
свои внутренние переживания и открытия, связанные с Творцом, он очень
сильно скрывал. По праздникам он проводил очень глубокие беседы о
близости с Творцом.
Из главы: Хорошо совмещать Тору с жизнью.
Все ученики Бааль Сулама были очень видными людьми в Иерусалиме. И все
они были внуками учеников Бааль Шем Тов. Но Бааль Сулам очень не любил
всякие родословные отношения, и для того, чтобы уничтожить в своих
учениках гордость за своих великих предков, он их всех отправил
работать на стройку: и рава Баруха, и рава Брандбейна, рава Моше он
послал работать продавцом вина.
Из главы: Тора и работа.
Для того, чтобы уничтожить в учениках основы гордости родственных
отношений, Бааль Сулам уделял особое отношение тому, чтобы человек
работал. Т.к. гораздо более полезно для души человека и больше помогает
духовному развитию работать в течении нескольких часов в день и уже
потом изучать Тору в свободное время, чем сидеть целый день и учиться.
Естественно, в этом вопросе есть исключения, и есть такие люди, которым
предпочтительнее сидеть и учиться целый день, но это только для
избранных единиц, с определенными свойствами души. Однако большинству
людей большую пользу приносит работать.
Рассказывают, что его ученики, чтобы прийти на его ночной урок в час
ночи, шли из старого города Гиват Шауль. Его ученики готовы были
пожертвовать жизнью, чтобы прийти на урок и услышать из его уст о
дороге к Творцу.
Ночью Бааль Сулам много говорил о работе, и что это наша единственная
цель, а не знания. Иногда он говорил о личной связи с Творцом и давал
это прямо таки почувствовать ученикам. Это всё происходило от его
огромной связи с Творцом.
Часто он говорил так, что никто из слушающих ничего не мог понять, и он
говорил об этом так, что это всё равно должно выйти в мир, и не обязаны
это понимать. И еще он говорил, что вещи, услышанные от рава, несмотря
на то, что не понимаемы сейчас, если удостоимся, то сможем понять даже
через несколько лет.
Позже, когда начали выпускать книги, Бааль Сулам требовал от своих
учеников платить за каждый урок четверть лиры для того, чтобы
финансировать выпуск книг.
Большинство учеников жили в бедности, и у них не было свободных денег,
однако, это никому не помешало приходить на уроки как всегда.
Привязанности учеников к раву не было предела, все они страдали от
того, что их преследовали как окружающие, так и семья. Трудно
представить какие муки и страдания они прошли для того, чтобы проверить
свою привязанность Бааль Суламу, чтобы их сердце билось только ради
Творца. Многие из них рассказывали, что страдали от своих семей. Были
случаи, когда ученики вставали в полночь, чтобы пойти на урок, а жены
вставали, чтобы их не пустить.
Рав Авраам Ашкенази, живя в то время в Тверии, ездил на уроки к Бааль
Суламу. В то время дорога была очень дорогая и очень опасная, т.к. она
проходила через Шхем. И не каждый решался поехать. Однажды,
единственной возможностью для него приехать в Иерусалим было на
грузовике, который вез сено. На грузовик погрузили сено в два уровня, и
ему пришлось взобраться на верх. В пути, когда грузовик заносило, он
видел обрыв и очень боялся свалиться, и в конце концов, когда он
добрался на урок, он был совершенно белый от страха. Бааль Сулам
спросил, почему он так выглядит. И когда тот рассказал всё, что с ним
произошло, Бааль Сулам сказал, что так человек должен бояться Творца,
как ты боялся, когда тебя чуть не сбрасывало в пропасть.
Однажды приехал рав из Польши, габай рава из Пурсов, и сразу стал
ходить на уроки к Бааль Суламу, и как-то попросил сходить с ним в
микву. Они пошли. Бааль Сулам сделалл микву очень быстро, в течении 3-х
минут. Когда он его спросил почему так быстро, Бааль Сулам ответил, что
в микве запрещено думать о святых вещах, а для меня даже минута без
этих мыслей тяжелее смерти.
Однажды Бааль Сулам рассказал такую вещь, что его ученики во время
падений не уходят в наслаждения властью и почестями, а уходят в самые
животные желания.
Из главы: Поездки.
Временами Бааль Сулам выезжал со своими учениками в разные поездки.Они
проводились только для того, чтобы немного приподнять дух учеников,
выйти из каждодневной обыденности, немного распахнуть сердца,
почувствовать лучше многие вещи. Их цель была в том, чтобы объединить
учеников. Однажды, Бааль Сулам ездил с равом Барухом, равом Брандбейном
и равом Орвицем в Мирон, а потом в пещеру, где скрывался рабби Шимон
бар Йохай. Они ехали на лошадях, т.к. в то время не было другого
транспорта, потом они поехали в Цфат, туда, где занимался святой Ари, и
там Бааль Сулам сказал, что из такой маленькой комнатки в мир вышло
много света.
Рассказывал рав Барух, что когда Бааль Сулам был равом района Гиват
Шауль в Иерусалиме, однажды в Пейсах во всем городе не было рыбы, и он
узнал, что только в Иерихо ее можно достать, но туда было очень опасно
добираться, т.к. городом владели арабы. Несмотря на это, Бааль Сулам
решил поехать, чтобы достать рыбу. Он выехал с группой учеников в
пятницу утром и взял с собой только немного лимонов, апельсинов и мацы.
Незадолго перед шаббатом, рядом с Иерихо сломалась машина, и они были
вынуждены остаться на весь шаббат в полицейском участке в дереане
Халаль Хамер. Семьи начали беспокоиться, сообщили в английскую полицию,
что пропали люди. Они их там нашли, сообщили семьям, где они находятся.
Ученики рассказывают, что этот шаббат был очень возвышенным. Бааль
Сулам очень много говорил о тайнах Торы, и никому уже не было важно,
что есть только один талит, и не было ничего покушать, кроме апельсинов
и лимонов, и они сделали три трапезы только из апельсинов и лимонов, а
утром завернулись в один талит. Только в моцей шаббат они вернулись в
Иерусалим. В городе очень волновались за них. Потом они вернулись за
машиной, но всем на удивление, она поехала сама. Они приехали туда с
тягачем, и тягачь не понадобился.
Однажды, Бааль Сулам поехал в Тверию и жил там в доме Менахема
Иодельштейна. Он вообще не выходил на улицу. В этом городе жил один
еврей, который всё свое время уделял только своему здоровью и очень
хотел встретиться с Баль Суламом, чтобы он ему помог.Он попросил
Авраама Ашкенази, чтобы свел его с Бааль Суламом. И когда они
встретились, то Бааль Сулам рассказал ему такую притчу: осел заблудился
в лесу, если осел больной, то он несколько дней там походит и сдохнет,
а если это здоровый осел, то он будет очень много дней блуждать по
лесу. Что ты хочешь, чтобы я дал тебе благословение, чтобы ты был
здоровым ослом и очень много блуждал?
Одна из его дочерей была замужем за одним из его учеников. Однажды тот
пожаловался, что чувствует опасность для своей жизни приходить так рано
на уроки. На что Бааль Сулам ответил, что сохранение жизни превыше
всего, и сказал, что он может не приходить, чтобы сохранить себе жизнь.
И тот, на самом деле перестал ходить на уроки. Потом рассказывали
ученики рава Баруха, что видели этого человека, когда он переехал в
Бней-Брак, устроился на работу и каждый день вставал в два тридцать
утра. Он выходил из дома вместе с учениками рава Баруха, только шел не
на урок, а на работу. И так он работал 35 лет.
Из главы: Возвращение в Польшу.
В 1925 г. Бааль Сулам вернулся в Польшу, чтобы привезти в страну
Израиль одного ученика рава Моше Мордехая Шульца и несколько своих
родственников и детей.
Рассказывал Хаим Лейнберг, что в Польше он встретился со своим учителем
Адмором из Пурсов, и что когда тот увидел Бааль Сулама, сразу встал,
пошел ему навстречу, преклонившись перед его величием.
Рассказывают, что он снял свой гартл (пояс) и повязал на него для того,
чтобы показать насколько он его уважает и преклоняется перед ним.
Из главы: Бедность.
В семье Бааль Сулама царила бедность. Ученики приносили ему и его семье еду, чтобы те могли как-то питаться.
Бааль Сулам рассказывал, что духовность и материальное противоположны.
Всему миру не хватает только материального. Каждому не хватает чего-то
материального, и поэтому он чувствует себя плохо. Однако, когда человек
находит материальное наполнение, то уже ничего в нем не чувствует, а
ощущает только пустоту. А духовность не нужна никому и требуется
огромная работа, чтобы ощутить нехватку духовного. Тот, кто достигает
небольшого соприкосновения с Творцом, становится самым богатым из всех
людей.
Однажды он расказывал, что пришла к нему его жена и спросила, почему у
всех Адморов дома полный достаток и богатство, а у нас дома такая
нищета, что нет даже куска хлеба. Бааль Сулам ответил ей так: "Ко всем
другим равам и Адморам ученики приходят, чтобы просить о заработке и
они молятся об их заработке. Есть правило, что каждый просящий милости
за ближнего, которому надо то, что и ему, получает удовлетворение
первым. И поэтому у всех других равов есть очень много возможностей
зарабатывать. Мои ученики приходят требовать от меня только духовное, и
поэтому только духовное спускается на меня сверху, и только это я могу
им дать, а не материальные вещи".
Из главы: Молитва Рава.
Бааль Сулам очень часто молился отдельно от миньяна, в своей комнате рядом с синагогой.
Рав Барух рассказывал, что когда он молился один, молился очень быстро,
и молитва была очень короткой. Так, что самые длинные части в молитве
он заканчивал за 15 минут.
Из главы: Невмешательство в политику.
В первые годы Бааль Сулам присоединялся к различным призывам и
подписывал всякие воззвания. Но очень быстро перестал это делать и не
связывался ни с какими воззваниями и политическими требованиями. И не
принимал у себя дома никаких просителей подписать всякого рода
манифесты.
Из главы: Просьба – это работа человека по исправлению себя.
Рассказывал рав Залман Вайнбергер, что однажды попросили Бааль Сулама
во время трапезы в шаббат дать браху одному из его детей, чтобы тот
вырос в Торе и страхе перед Творцом. На что Бааль Сулам ответил, что он
может благословить его всеми благословениями, которые существуют в
мире, но то, что определяет – это работа самого человека, и только она
ведет к исполнению всего, чего он хочет, и чтобы он удостоился страха
перед Творцом.
Бааль Сулам говорил своим ученикам, что если бы я знал, что мои усилия
помогут вам, то я бы старался изо всех сил для всех вас. Но это не так.
Каждый из вас сам должен прикладывать требующиеся усилия.
Существует такой рассказ: одна женщина пришла к ученику Бааль Сулама
рабби Менахему Эндельштейну и рассказала, что у нее есть беда – нет
сыновей, что каждый рождающийся сын умирает через короткое время. Он
сказал, что не может ей помочь. Но она продолжала приходить. Тогда он
послал ее в Иерусалим к Бааль Суламу. Приехав, она просила благословить
ее, чтобы у нее были дети, которые будут жить. На самом деле так
получилось, что у нее родился сын, который остался в живых. А потом
Бааль Сулам сказал своему ученику, чтобы тот не посылал ему больше
такие подработки, и что ему и без этого хватает дел.
Рассказывают, что как-то кто-то взял у Бааль Сулама книгу, и когда
возвратил ее, не поставил на место. Бааль Суламу потребовалось
несколько минут, чтобы найти ее. А когда он ее нашел, то сказал: "Если
бы тот человек, который взял книгу, знал, что мои 5 минут важнее, чем
все 70 лет его жизни, то конечно же потрудился бы положить книгу на
место".
Автор книги Готлиб дает такое примечание к этому рассказу, что человек,
который связан с Творцом, находится в связи со Шхиной, действия такого
человека – это действия Творца, его мысли – как мысли Творца! Поэтому
каждая помеха ему – это помеха действиям Творца! И конечно, если
положить на весы его работу по созданию книг, которые должны принести
избавление всему человечеству, то это гораздо важнее, чем помощь той
женщине, которая просила только за себя одну.
Источник: http://kabbalahportal.info/index/lab/articles/about_BS.html |