Как мы
можем достичь этого? В науке такое состояние называется гомеостазис.
Гомео – это подобно, и стазис, статус – это равенство состояний, к
которому стремится каждый живой организм – растение, животное и,
конечно, человек. Мы стремимся достичь такого состояния на всевозможных
уровнях – подсознательно и осознанно, во всех формах состояния материи -
в твердом, в жидком, в мыслях, и на каждом из этих уровней во всех видах
природы - в неживой, растительной, животной и человеческой – все желания
материи направлены к достижению состояния соответствия свойств с тем,
что ее окружает.
Но для
того, чтобы знать, как привести свою природу к соответствию свойств с
окружающим миром, достичь слияния с ним, чтобы все вокруг знали и хотели
того же, что и я, все думали одинаково со мной, ни у кого бы не возникло
желания к каким-либо насильственным действиям по отношению ко мне –
принудить меня к чему-то или отобрать у меня что-то, наоборот, все
существовали бы в любви, в безмятежном покое и умиротворении, - для
этого я должен знать, кто я такой, что представляет собой окружающий
мир, и как достичь, так называемого, соответствия свойств.
Для этого,
в сущности, и предназначена наука Каббала. Она учит нас, как достичь
состояния безмятежного покоя и умиротворения, чтобы мои ощущения
воздействия на меня со стороны окружающего мира, и мое внутреннее
мироощущение находились действительно в мире между собой, в полном
совершенстве.
Все
исследования, как окружающего, так и внутреннего нашего мира проводятся
с помощью науки. Для этого существует много способов, средств и
устройств, разрабатываемых нами, разнообразных теорий, и из года в год,
из поколения в поколение мы все больше и больше продвигаемся в этих
исследованиях. Но мы видим, что даже если все мы хотим достичь хоть
какой-то степени совершенства, умиротворения, удобства и комфорта, в
итоге приходим к обратному состоянию, несмотря на то, что используемые
нами средства как будто становятся все более и более развитыми из года в
год.
Так в чем
же проблема? Ведь все хотят достичь хорошего состояния. Обратись к
любому человеку в мире и спроси его, - он ответит, что хочет только
этого. Дело в том, что мы не знакомы с устройством всего мироздания. Мы
не знаем законы поведения окружающей нас действительности, ее
устройство, ее воздействие на нас. Мы не представляем, чему должны
соответствовать, к чему приблизиться, с чем связаться, слиться, что
называется. У нас отсутствуют для этого, на самом деле, более тонкие
келим.
Как бы
глубоко мы ни проникали внутрь материи, чтобы понять и нашу природу, и
природу внешнего мира, мы все равно не способны раскрыть, что природа
хочет от нас, ради чего существует, какова цель каждой ступени, клетки и
частной составляющей действительности.
Некоторые
ученые исследуют материю во внешней форме ее существования - в твердых
телах, газах, жидкостях и так далее. Другие ученые входят глубже внутрь
материи, исследуя ее на молекулярном уровне, на уровне взаимодействия
химических элементов между собой. Часть ученых проникают в своих
исследованиях материи на уровень атомов и еще глубже - в их
составляющие.
Среди
ученых, проникающих в самую глубину материи, есть такие, которые
продвигаются и говорят, что все существующее в материи исчезает в
какой-то форме на каком-то уровне глубины, и с этого момента и далее они
уже не понимают, что происходит. И это не зависит от отсутствия у них
келим, а просто человек устроен так, что не может уловить больше.
Почему?
Потому что в той форме, в которой человек воспринимает эту
действительность, на простых уровнях взаимодействия с ней он может
воздействовать на нее так, как он хочет. На более внутренних уровнях
взаимодействия с ней он уже чувствует, что действительность воздействует
на него так, как она хочет. А на еще более внутренних уровнях он
начинает видеть, что не он воздействует на действительность, и не она –
на него, а он самостоятельно строит эту действительность, и она является
отражением его самого.
Об этом
уже говорят современные исследователи. Они рассказывают нам, что есть
некая граница, за пределы которой, действительно, наше восприятие не
способно проникнуть. И здесь, на самом деле, находится точка
соприкосновения наук этого мира и науки Каббала. Потому что существуют
способы исследования, позволяющие нам проникнуть внутрь причин и,
несомненно, прийти к пониманию того, почему этот мир существует, что он
хочет от нас, и как мы должны взаимодействовать с ним, чтобы достичь
состояния мира, покоя и умиротворения.
Ученые,
уже исследовавшие это и рассказывающие нам о результатах их
исследований, рассказывают, действительно, поразительные вещи. Они
утверждают, что, прежде всего, материя, окружающая нас, не является
просто материей – это мысль, общее желание, окружающее всю
действительность, и общий закон всего мироздания заключается в том,
чтобы относиться по-доброму ко всем, к каждой составляющей
действительности. Этот закон несет добро всем, проникая снаружи в самую
глубину материи.
Но сама
материя в неживой, растительный, животной и человеческой природе,
находящаяся внутри этой действительности, также обязана немного
продвигаться вперед в своем развитии ради этого желания, этой мысли, для
того чтобы сравняться с Ним по свойствам, слиться с Ним, понять,
почувствовать и соединиться с Ним.
Поэтому
наука Каббала так и называется – наука о получении, потому что помогает
нам узнать, как получить то самое отношение действительности к нам, и
излучать в обратном направлении наше отношение к ней.
В этом
подходе, в раскрытии истинной действительности существуют ступени,
называемые мирами. Подобно тому, как исследователи могут проникнуть
вглубь материи, например, с микроскопами, телескопами и всевозможными
устройствами все более и более глубоко, или удалиться на все более и
более далекие расстояния, так и те, которые исследуют действительность с
помощью науки Каббала, проникают вглубь материи еще более глубоко -
внутрь мысли, внутрь действительности. И эти уровни исследования
называются мирами.
Когда мы
поднимаемся в эти миры, тогда, действительно, встречаемся со множеством
сюрпризов. Можно сказать, что продвижение в исследовании
действительности – это действительно приключение. Человек начинает
чувствовать и видеть свое будущее и прошлое, потому что он вдруг
обнаруживает, что времени нет, а все его прошлое и будущее существуют
одновременно, он как будто находится на оси времени, и может вернуться
назад в прошлое, а может продвинуться вперед в будущее, и даже выйти за
пределы времени, в котором находится сейчас.
Потому что
вся окружающая его действительность, в которой он существует, все люди
вокруг него живут в соответствии с определенной скоростью времени, а он
может бежать быстрее – в течение года продвинуться на несколько тысяч
лет вперед, или вернуться в течение нескольких секунд на несколько тысяч
лет назад.
Поэтому
люди, которые могут совершать мгновенные прыжки во времени, называются
пророками. Это не значит, что они обладают каким-то необузданным
воображением, а просто, продвинувшись на несколько ступеней вперед, они
находятся в тех ситуациях, к которым в будущем придет все человечество,
и рассказывают нам о своих ощущениях. Такие люди могут быть также
хорошими историками, потому что способны спуститься по оси времени в
прошлое, и, действительно проживая события того времени, рассказывать
нам о них.
На самом
деле каббалистические книги, которые мы читаем, написаны таким же
способом. В них рассказывается, например, откуда и куда шел Авраам, кого
он встретил по дороге, что рассказал, сделал и так далее. Откуда кто-то
знает об этом? Просто каббалист, исследующий это, совершил возврат по
оси времени, достиг той же ступени, того же состояния, в котором
находился Авраам, и рассказывает нам обо всем, что там происходит,
потому что находится в той же самой действительности во всех ее частных
составляющих. Он действительно может передать нам все свои впечатления
от своего пребывания в той действительности. Наша проблема заключается в
том, можем ли мы понять это правильно, потому что не участвуем в том же
самом приключении, не ощущаем то же самое, что и он.
Кроме
того, что каббалист может перемещаться по оси времени, он также
раскрывает дополнительные силы, существующие в действительности. Не
просто так написано в книгах сказаний про духов, чертей и всевозможных
ангелов - действительно все эти силы существуют. Каббалист, исследующий
глубины природы, начинает понимать, что представляют собой законы
природы, действующие на нас, он связан с ними, применяет их и использует
для нашей пользы – ради его личного и нашего общего продвижения, а также
рассказывает нам об этих законах.
Несмотря
на то, что вход в исследование действительности – тяжелый, но это
исследование поглощает всю душу человека, весь его внутренний мир, и
наполняет его всем, чем только возможно. И тогда человек, исследующий
действительность, раскрывает также то, чего должен достичь, раскрывает
причины проблем в каждом поколении и в каждой ситуации. Другими словами,
это исследование не является чисто теоретическим, как некий вид науки о
свете, а позволяет человеку практически использовать его каждую минуту
своего существования.
В чем
наука Каббала предназначена помочь человеку? Прежде всего, раскрывая
свое прошлое и будущее, человек познает, с какими качествами много
кругооборотов назад впервые спустился в этот мир, и какой путь он обязан
пройти. И поскольку человек видит две точки своего пути – начальную и
конечную - он уже понимает, как лучше пройти весь путь. И в каждой
детали, в каждой ситуации, когда рассматривает себя находящимся в
какой-то точке на оси времени, он понимает, какие силы действуют на
него, почему он должен сейчас жениться на этой женщине, иметь таких
детей, - ведь все предопределено, и нет здесь никаких сюрпризов. Все
определяется последовательностью так называемых решимот, или генов, как
обнаруживают ученые, исходя из нашей внутренней готовности к развитию.
Это можно
увидеть на очень простых примерах: два близнеца расстались в раннем
возрасте, и через 30 лет один, проживая в Австралии, другой – в
Норвегии, женились на женщинах с одинаковым именем, назвали своих детей
одинаковыми именами, работают по одно и той же специальности, живут в
домах с одинаковым номером. Все слышали о таких вещах. Почему так
происходит? Это на самом деле удивительно!
Мы не
знаем всю действительность до такой степени, чтобы могли связать между
собой все эти случаи. Но почему так происходит? Потому что мы своими
свойствами определяем то, что происходит с нами в настоящем, что
случится с нами в будущем, а также в каждой ситуации в нашей жизни.
Это
известно психологии. Есть люди, которых всегда обманывают, всегда им
достается, и есть люди, обладающие обратными свойствами характера. То
есть, человек своими свойствами создает свою судьбу в примитивной,
простой форме, но если он уже знаком с силами, действующими на него, и
познал самого себя, то он заранее может преобразовать к лучшему все
ситуации, которые должен пройти. Он не может совершенно убежать от
судьбы, но он может преобразовать ее. То есть, он обязан побывать в
определенных ситуациях, потому что в каждой из этих ситуаций должен
научиться чему-то, приобрести что-то ради далекой Цели, чтобы прийти к
ней готовым получить ее. Мы еще поговорим об этом.
И когда он
уже знает, что именно должен приобрести в каждой из этих ситуаций -
какое знание, какой опыт, какое впечатление - горькое или, наоборот,
хорошее, он заранее подготавливает себя таким образом, что
действительность изменяется.
Есть очень
хорошая статья Бааль Сулама, называемая «Скрытие и раскрытие лика
Творца», в которой говорится, что в соответствии с тем, насколько
человек знает, как повернуть этот общий закон действительности лицом к
себе, то есть, двумя способами – хорошим или плохим, – в соответствии с
этим он видит этот мир и все, происходящее с ним, полностью
противоположным.
И тут
мы на самом деле начинаем рассматривать науку Каббала с другой точки
зрения: что она не предназначена для чистого изучения мироздания, как
некая наука о свете, изучая которую, мы можем рассуждать
об устройстве миров. А с помощью этой науки мы можем изменять
миры, подняться над ними, ежедневно определять свою судьбу и находиться
над всем этим миром. И все ситуации, все силы, давящие на нас,
подталкивающие нас, существуют только для того, чтобы мы достигли
состояния, в котором смогли бы сами управлять всей действительностью.
Управлять мирозданием - это значит находиться каждую минуту своего
существования в состоянии равновесия с окружающей действительностью.
Необходимо только знать, что называется равновесием.
Вопрос: Откуда человек может знать, как уравновесить себя между
материальной жизнью и духовной?
Человек не знает этого. Он учит в процессе исследования
действительности, что существуют пять миров: нижний – наш материальный
мир, и остальные миры – духовные, где нет материи, как здесь, а есть
только желания, силы, мысли. И если в нашем мире нам кажется, что мы
можем властвовать над материей, то тот, кто поднимается хотя бы на одну
ступень над нашим миром, уже понимает, что материя – это следствие, и
она приводится в действие свыше.
Мы не
можем властвовать над материей. Я уже приводил пример о том, что внутри
человека находится вся информация о его будущем - на ком он должен
жениться, где будет работать, какую профессию выберет – все записано
внутри его решимот, уже существует в нем. Если человек хочет изменить
предначертанное ему, он должен подняться на ступень выше своего уровня,
откуда все уготовленное ему вживили в него свыше по мере того, как оно
спускалось сверху и входило в его тело. И только когда человек достигает
корня, оттуда он может что-то изменить.
Но в
нашем состоянии, в нашей жизни мы никогда не сможем ничего в этом мире
изменить. Посмотрите на историю всего человечества, на всех людей.
Человек может быть бедным, богатым, сильным, здоровым, умным, но он не в
состоянии ничего сделать со своей жизнью. Поговорите со стариками,
спросите их. Они скажут: «Жизнь прошла». Никто не властен над материей.
Напротив, на сегодняшний день мы пришли к такому состоянию, когда весь
мир со всей его технологией, экономикой и всем, что только возможно,
находится в полном непонимании, как существовать дальше, что делать, как
взаимодействовать с окружающей действительностью, как спастись от этого
непонимания.
Мы
находимся в ужасном состоянии, наиболее удаленном от равновесия. Чем же
помогает нам кажущаяся власть над материей? Ничем, поскольку материя
сама управляема. Это значит, что до того, как мы приобретаем знание и
силу существовать и изменять что-либо с уровня чуть выше материального,
не будет у нас ни одной секунды покоя, и мир будет казаться все хуже и
хуже, из поколения в поколение.
Вопрос: Значит, дело не в равновесии, а все зависит от того,
сколько мы вкладываем в духовное?
Если
мы поднимемся на уровень сил, которые управляют миром, оттуда сможем
уравновесить и изменить мир. Можно называть это духом. Почему это
называется духом? Если мы не видим наши одеяния, то называем это духом,
то есть это - сама материя. Возьмите человека, удалите с него все мясо,
кости, все, что есть на нем, что останется от него? То, что мы не можем
увидеть глазами, уловить запах, ухватиться за это.
В
сущности, это мы называем «человек», а не его физическое тело. Мы уже
умеем пересаживать и заменять органы. Можно заменить все в теле, но
человек останется. Тело не говорит нам ни о чем. Проблема в том, что эта
сила, находящаяся в человеке и называемая человеком, неизвестна нам. Нам
также неизвестны силы, воздействующие на нас - на этого внутреннего
человека, находящегося в нас. Это неизвестно нам, потому что и к
окружающей действительности мы относимся как к материи: неживой,
растительной, животной, мы не относимся к ней, как к силам, действующим
через нее.
А
тот, кто поднимается на уровень, с которого видит силы, действующие в
мироздании и силы внутри самого человека, тот властвует надо всем. К
такому состоянию мы обязаны прийти. Все трагедии, все тяготы жизни,
которые создают нам ощущение недовольства жизнью, – все это для того,
чтобы вынудить нас приподняться и начать властвовать над реальностью.
Это как будто вестники, желающие пробудить в нас потребность обрести
власть над действительностью. Человек обязан достичь этого. Каббала
говорит, что в итоге своего развития каждый человек достигнет такого
состояния.
Вопрос: Если в замысле творения все заранее предопределено, как
же мы можем развиваться, изменять что-то?
Замысел творения – насладить сотворенных. Мироздание – это единая не
изменяющаяся мысль, замысел отдачи, добра. Если мы не относимся таким же
образом к этой мысли, охватывающей всю действительность, входим с ней в
дисбаланс, то в мере отсутствия равновесия мы страдаем. Только мы не
понимаем и не чувствуем этого, и даже когда слышим об этом, не
реагируем.
Если
бы мы чувствовали, что это так, мы бы изменились. Наша проблема –
раскрыть глаза, увидеть, что это так. Наука Каббала помогает человеку
увидеть это. Когда мы видим, то, конечно же, приспосабливаемся. Мы же не
сунем руку в огонь и не прыгнем с десятого этажа. Если мы видим, что
таким образом можно наслаждаться, то неважно, какое физическое действие
нужно при этом совершать - отдавать или получать, это неважно. Если
будет от этого хорошо, то больше ничего и не надо.
Вся
наша проблема в том, чтобы увидеть то, что сейчас скрыто от нас. И тогда
не будет никаких проблем. И тогда мы будем «хорошими детьми», будем
делать ради своей пользы только то, что нужно. Вся трудность в том,
чтобы раскрыть глаза.
Вопрос: Вы говорили, что все предписано.....
Не
предписано то, каким образом вы пройдете все эти этапы и когда пройдете.
Я могу сейчас закончить весь этот путь и достичь равновесия с Высшей
силой, с добрым замыслом творения, войти в эту духовную нирвану, в
ощущение Высшей силы как доброй и творящей добро, в состояние
совершенства и вечности, постоянно находясь в нескончаемом приключении.
Я могу достичь этого сейчас, или могу страдать еще 20 перевоплощений. В
этом вся разница.
Вопрос: Когда открывается точка в сердце...
После
того, как в человеке раскрывается точка в сердце, с ним начинают вести
расчет. Тот, у кого нет точки в сердце, существует, как животное. В
действительности у него нет свободы выбора. Он живет как живется, в
соответствии со своими гормонами, генами, продвигается и так заканчивает
свою жизнь. Точно также и мы жили в предыдущих воплощениях.
Тебе
дают точку в сердце, называемую божественной частью свыше, из состояния,
противоположного тебе. С этого момента в сравнении между твоим сердцем,
представляющем собой все твои свойства, и этой точкой, исходящей из
противоположного тебе состояния, из внешней реальности, из замысла
отдачи и добра, ты уже можешь различить и познать, чему необходимо
уподобиться, к чему тебя влечет.
Но до
того, как появляется у человека эта возможность сравнить, нечего с него
спрашивать. Он просто существует только согласно своей единственной
животной природой. Когда же есть у него обе эти категории, тогда он
начинает ощущать что-то нехорошее, какие-то неудобства, беспокойство, не
зная, что это, и в этом мире он не находит ответа, поскольку точка в
сердце приходит из внешней действительности – Высшего мира, с более
высокой ступени.
С
момента, когда дают ему эти две точки, уже существующие в нем, в
соответствии с этим начинают спрашивать, требовать с него, и с этого
момента он обладает выбором, но не ранее. Вы можете спросить о
предыдущих состояниях, но несчастный в любом случае страдал, и кто
знает, какие ужасные воплощения уже пережил. Разве не достаточно
страданий пережил наш народ с тех пор, как вышел из Египта, и до
сегодняшнего дня?
Мы
еще проверим и увидим, почему должны были все это пережить, и почему все
так произошло. Но если говорить о том, что зависит от нас, то с момента
получения дополнительной внешней точки из духовного мира, Высшего мира,
кроме животных желаний, нас уже тянет по направлению к нему, и мы
обязаны исследовать, познать его и продвигаться в нем. И сейчас ты уже
тот единственный, один из немногих, способных изменить свою судьбу. А
те, кто не получили эту точку, не имеют такой возможности.
Я
спрашивал своего Рава, возможно ли пробудить эту точку, ведь она
потенциально есть в каждом человеке, только не проявилась в этом
кругообороте, а проявится в следующих, как мы пять или десять воплощений
назад не стремились изменить реальность, быть с ней в равновесии,
продвигаться к чему-то непознанному, к духовному. С момента пробуждения
точки в сердце, мы уже стремимся к этому. Возможно ли пробудить эту
точку у детей, у молодежи раньше, чем она проявится? Это почти
невозможно. Человек обязан перевоплощаться, страдать, пока эта точка
сама не пробудится в нем.
Вопрос: Почему Творец создал вообще биологическое тело, почему мы
не остались на уровне душ? Мы говорим, что Творец хочет насладить
творения. Для чего весь этот тяжелый процесс подъема после разбиения
келим, прохождение махсома, кажущееся почти невозможным?
Ты
спрашиваешь несколько вопросов: для чего нам нужно биологическое тело, и
для чего мы должны перейти махсом. Если имеется в виду наше физическое
тело, то оно не имеет никакого отношения к махсому. Нам кажется, что оно
существует. Мы чувствуем, что оно существует, но на самом деле его нет.
У тебя есть такие органы чувств, в которых ты ощущаешь существование
своего тела. Если бы мы видели глазами собаки, или имели другие органы
ощущений, отличные от наших, то видели бы себя совсем по-другому. Собака
видит человека в виде облака всевозможных запахов, это известно.
У
нас нет тела. И то, что мы воспринимаем его таким образом, это только
потому, что так мы устроены. Но в действительности тело не существует.
Мы изучали также на сегодняшнем утреннем уроке, что не существует
ничего, кроме Высшей реальности. Замысел творения – насладить каждое
создание. И мы, когда включаемся в этот замысел подобием свойств,
находимся в равновесии с ним, только в этом случае, действительно,
существуем.
И все
миры, включая этот мир, – это скрытие на наши органы чувств. Мы уже
сейчас находимся в состоянии самом лучшем, единственном, которое
существует. У нас есть только одна проблема, что мы не ощущаем его, а
чувствуем нечто меньшее. Нам необходимо очистить наши ощущения,
пробудиться, что называется, действительно, подняться и ощутить
настоящее состояние. И абсолютно ничего не изменяется, кроме восприятия
действительности.
На
самом деле, изменяется только та часть в нас, которая воспринимает
реальность, и кроме этого - ничего. Поэтому, если вы хотите что-то
исправить, кроме себя самого, это бесполезное занятие. Ничто не поможет,
вы никогда не сможете ничего изменить. Вы видите, как мир страдает от
этого, набирается столь горького опыта, чтобы, в конце концов, понять,
что это не помогает ему, и он движется не по тому пути.
Мы
должны только исправить свои органы чувств. И поверьте, вы увидите
совсем другую картину - что вы находитесь в Гмар Тикун, в вечности и
совершенстве. Нет слов, чтобы это описать. А наше тело – его просто нет,
как нет и этого мира, все это просто воображение.
Реплика: Это же очень трудно!
http://www.kabbalah.info/~academy/russian/hebrew/rus_TRANS_Virtual_lesson_heb-12_17-02-04.htm |