01.06.07 8:55
источникИз интервью проф. Михаэля Лайтмана журналу "Workout: European Student Review"
- В сентябре этого года в Берлине был организован международный
"Круглый стол свободных голосов". 112 мыслителей, художников,
писателей, ученых, общественных деятелей и философов из разных стран
отвечали на 100 вопросов, которые люди задавали через интернет. Вы
участвовали в этом мероприятии. Какого рода опыт вы там получили?
- Именно там я не обнаружил ничего по-настоящему нового. Сегодня
везде говорят о конце нашей цивилизации. Но надо ведь не только
говорить, а понять, возможно ли, чтобы столь мудрая природа веками
создавала нечто мощное и особенное, чтобы затем просто так уничтожить?
Или это рождение нового состояния, которое мы не видим, находясь внутри
нашего сегодняшнего состояния,?
- "Круглый стол" проходил в Берлине на исторической площади
Бебельплатц, где в 1933 году нацисты заставили студентов сжечь около
20000 книг, в том числе книги Фрейда, Маркса, Тухольского. Недавно
президент Центрального совета евреев Германии Шарлотт Кноблох
предупредила общественность о том, что сейчас ситуация с антисемитизмом
в Германии почти такая же, как и в том самом 1933 году. Какое сложилось
впечатление у Вас во время Вашего пребывания в Берлине?
- Я пробыл в Германии всего лишь несколько дней, находясь внутри
данного мероприятия, и поэтому не смог получить впечатления об уровне
антисемитизма. Скажу больше: это меня не интересует, потому что надо не
измерять негативное отношение к евреям, а понять вначале, чем оно
определяется, почему оно заложено в природе человечества. Тогда мы
найдем на него ответ. Люди, с которыми мне пришлось встречаться,
проявляли, наоборот, повышенную предупредительность и чуткость к этому
вопросу.
- Является ли образование тем средством, которое может
предотвратить антисемитизм и экстремизм любого рода? И не является ли
фундаментализм, как утверждают некоторые политологи из Университета
Гумбольдта, проектом элиты, направленным на то, чтобы использовать
массы в политических целях?
- Предотвратить антисемитизм и экстремизм любого рода можно не
просто образованием, а именно показом их корней, их источника, который
кроется в нашей природе. Невозможно ограничить и задавить эти и прочие
отрицательные проявления человеческого естества. Необходимо понять
природу человека и исправить ее. Наука каббала объясняет, что цель
нашего существования заключается именно в этом.
- У Вас есть ученые степени по философии, биокибернетике, вы
профессор онтологии. Кроме того, Вы являетесь основателем и президентом
Международной Академии Каббалы. Что вы можете сказать о взаимоотношении
науки и духовности?
- Каббала – это наука, а не верование, и потому нет никаких
проблем с тем, чтобы заниматься ею. Можно быть ученым, исследующим наш
мир и можно изучать Высший мир аналогичными исследовательскими
методами. С другой стороны, духовность зиждется на вере в существование
чего-то, не поддающегося исследованию, и поэтому исключает научный
подход. Верующий ученый находится в двойственном мире: верит в нечто
неопределенное, недоказуемое и исследует реально существующее.
Люди делятся на верящих в Бога, не верящих в Бога и
исследователей. Каббала является исследованием. Я лично каббалист,
неверующий, не верю ни во что, что неподвластно моим исследованиям.
Каббала занимается изучением Творца, а не верой в Него. Религии же
пребывают в агонии и отомрут еще в этом поколении, потому что эгоизм
человека уже не удовлетворяется ответами религии и успокоением с
помощью религиозной практики.
- Какова цель каббалы: трансцендентальность или познание?
- Цель каббалы заключается в познании Творца с целью стать
подобным Ему. Этим человек достигает своего предназначения. Все
страдания в мире – суть силы, вынуждающие нас к этому. Как только мы
начнем уподобляться Творцу, исчезнут все страдания.
- В интервью вы сказали, что не нужно ничего в себе
подавлять. Справедливо ли это также для таких качеств как зависть,
жадность и гордыня, а также для всех семи смертных грехов, которые в
XIV веке католическая церковь внесла в черный список?
- Человек не должен сам заниматься исправлением себя, это ему не
по силам. Мы находимся внутри собственного эгоизма, и кроме него ничего
в нас нет. Самые добрые наши свойства – эгоистичны. Каббала позволяет
вызывать на человека те силы, которые создали нас, наш эгоизм, наш мир.
Они-то и исправят нас, если мы того пожелаем. Желать исправления – и
есть наша задача. Остальное происходит свыше. Если же человек начинает
заниматься самоисправлением, он только погрязает в своем эгоизме и
окончательно запутывается. Поэтому методика каббалы заключается в том,
чтобы отключить внимание от собственной персоны и направить всего себя
на уподобление свойствам Творца, которого мы для того и изучаем.
- Является ли Израиль светским государством?
- Израиль – это особое образование, которое еще должно понять
свою цель и миссию в мире. Мы не являемся обычным государством и
никогда таковым не будем. Дело не в том, желаем мы этого или нет, а в
том, каким образом природа предопределяет роль каждого из нас в своей
общей программе.
- Вы являетесь членом Всемирного Совета Мудрости (World
Wisdom Council), собрания ведущих ученых и общественных деятелей,
который возглавляет профессор Эрвин Ласло. Какие задачи ставит перед
собой Совет?
- Эта организация стремится раскрыть миру наше представление о
мировом кризисе и способе его решения на благо всего человечества. Цель
одна. Наша работа заключается в создании единого универсального метода,
оптимального для всего человечества.
Послесловие
Осуществляя эту работу, Михаэль Лайтман вместе с Эрвином Ласло
выпустили книгу под названием "Вавилонская башня – последний ярус".
Наша нынешняя ситуация напоминает отчасти Вавилонское
столпотворение, которое ознаменовало первый кризис подобного рода.
Тогда человечество столкнулось со вспышкой эгоизма, разобщившей людей и
предрешившей весь ход истории. С тех пор прошло много тысяч лет, мы уже
повзрослели и сегодня можем грамотно подойти к решению назревших
проблем.
Книга рассказывает о последних достижениях науки, приводит
данные из неопубликованных отчетов ООН, наглядно демонстрирует картину
нарастающего кризиса и излагает каббалистический подход к происходящему
– то, как каббала смотрит на сложившуюся ситуацию, и какое решение она
предлагает.
В этой книге удивительным образом сочетается непредвзятая
подача научного материала и искреннее участие и забота авторов о судьбе
нашей цивилизации, в целом, и каждого человека, в частности. Их рассказ
позволяет по-новому взглянуть на историю человечества и его
перспективы. В наши дни, пройдя долгий путь, оно уже готово
прислушаться к голосу мудрости, чтобы не повторить судьбу Вавилона.
|