В беэр-шевском университете прошла конференция, посвященная Каббале02.06.2008
Феномен Каббалы долгое время если не отрицался полностью, то, по крайней мере, был объектом насмешек в научных кругах.
Красные шнурки, святая вода, талисманы и прочие атрибуты
каббалистики воспринимались как «бесполезные побрякушки» для суеверных
людей. Однако в последние годы эта тема вызывает все больший интерес
исследователей: появляются новые книги, к теме еврейского мистицизма
обращаются в диссертациях, известные люди заявляют о своем увлечении
этим философским учением.
Одним из последних примеров растущего интереса к современной Каббале
стала прошедшая в мае трехдневная программа лекций и семинаров в
университете Бен-Гуриона в Беэр-Шеве, озаглавленная «Каббала и
современное духовное возрождение: Исторические, социальные и культурные
перспективы».
После окончания лекций участники направились к горе Мерон неподалеку
от Цфата, где на празднование Лаг-Баомер ежегодно собираются около
четверти миллиона последователей еврейского мистического учения, чтобы
почтить память его автора – раввина Шимона Бар-Йохая.
«Ученый мир должен принимать во внимание действительность, — считает
Шай Бен-Таль, аспирант отделения еврейской философии в университете
Бен-Гуриона. — А современная реальность показывает, что Каббала
развивается и привлекает все больше последователей». Бен-Таль готовится
к защите докторской диссертации под руководством Михаэля Лайтмана в
ассоциации «Бней-Барух», которая является самой многочисленной группой,
где евреи и неевреи, верующие и атеисты занимаются изучением Каббалы.
Организатор конференции профессор Боаз Хасс с факультета еврейской
философии университета Бен-Гуриона, говорит, что последнее время ему
приходит все больше писем от студентов из Соединенных Штатов и из
Германии с просьбами о помощи в написании докторской диссертации на
тему современной Каббалы.
Хасс объясняет, почему, на его взгляд, это направление еврейской
религиозной мысли так долго отвергалось наукой. По его словам,
пренебрежительное отношение к современным формам Каббалы началось с
Гершома Шолема – выдающегося исследователя Каббалы ХХ века.
Шолем рассматривал Каббалу как движущую силу иудаизма, которая
сделала возможным существование евреев в изгнании на протяжении почти
двух тысячелетий. По его мнению, созидательная сила Каббалы дала истоки
сионизму и еврейскому Просвещению (Аскале), после чего истощила
потенциал дальнейшего развития. После создания израильского
государства, Каббала «устарела» и перестала выполнять функцию
объединения и сохранения еврейской диаспоры, считает Шолем.
Сила убеждения выдающегося исследователя оказала сильное влияние на
его учеников и впоследствии сформировала скептическое отношение к этому
направлению иудаизма во всем научном мире. Однако в последнее
десятилетие интерес к Каббале настолько возрос, что наука больше не
может позволить себе воспринимать ее как явление отмирающее и вынуждена
принимать это учение всерьез.
Одна из присутствовавших на конференции исследователей, профессор
Джоди Майерс, заметила, что многие из ее коллег несерьезно относятся к
современным течениям Каббалы. Они считают, что учение основано на
деньгах, поясняет Майерс. Многие принимают за правду публикации в СМИ,
где Центр Каббалы обвиняют в «промывании мозгов».
Сама Майерс преподает занятия по иудаизму в Калифорнийском
университете и недавно выпустила книгу «Каббала и духовные искания:
Центр Каббалы в Америке». Людям, которые учились в Центре Каббалы, на
самом деле помогали обрести то, чего они не могли найти в традиционном
иудаизме, утверждает Майерс. Понимание того, как Каббала влияет на
человеческую жизнь, может обеспечить исследователям более глубокое
понимание ее текстов, считает она.
|